18.08.2020

Преподаватель ИБДА РАНХиГС Виталий Эпштейн прокомментировал установление дипотношений между ОАЭ и Израилем

Наследный принц Абу-Даби Мухаммад бен Заид бен Султан Аль Нахайя и премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху подтвердили свое согласие на установление полноценных дипломатических отношений между двумя странами. Этот шаг на пути нормализации взаимодействия Объединенных Арабских эмиратов и Израиля был сделан при участии президента США Дональда Трампа. Все три стороны заявили о согласии наладить мирный диалог на пути к урегулированию арабо-израильского противостояния. Доцент, преподаватель магистерской программы «Международные отношения» – Геополитика и глобальный бизнес Института бизнеса и делового администрирования (ИБДА) РАНХиГС Виталий Эпштейн прокомментировал развитие отношений этих двух стран и перспективы, которые возникают в свете поэтапной нормализации диалога между Израилем и арабским миром.

«Это уже четвертое соглашение между Израилем и странами арабского Востока. И это четвертый раз, когда интересы конкретного арабского государства становятся выше решений так называемой «Хартумской резолюции», принятой 1 сентября 1967 г. на саммите Лиги арабских государств (ЛАГ).

Однако, представителей ОАЭ на этом саммите не было – в нем принимали участие главы Египта, Сирии, Иордании, Ливана, Ирака, Алжира, Кувейта и Судана. ОАЭ как независимое государство образовались 2 сентября 1971 г., и вооруженные силы этой страны никогда не принимали участия в арабо-израильском противостоянии.

Восемь стран-членов ЛАГ некоторое время старались придерживаться утвержденного антиизраильского курса:

  • продолжение состояния войны с Израилем;
  • отказ от признания Израиля;
  • отказ от переговоров с Израилем.

Однако, Египет и Иордания выбрали свой путь выстраивания отношений с еврейским государством. Египет пошел на заключение мирного договора с Израилем в 1979 г., когда президент Арабской республики Египет Анвар Саадат и премьер-министр Израиля Менахем Бегин подписали знаменитые Кэмп-Дэвидские соглашения (по названию загородной резиденции президента США).

Договор объявлял о завершении войны между Египтом и Израилем. Последний обязывался вывести все войска и гражданское население с Синайского полуострова, который вернулся под контроль Египта – он был утрачен в ходе Шестидневной войны 1967 г. В свою очередь, Израиль получал права свободного прохода через Суэцкий канал и Тиранский пролив, которые и так декларировались международным правом, что облегчало налаживание новых торгово-экономических связей.

Договору предшествовала длительная череда событий, связанная с осознанием египетским политическим руководством бесперспективности длительного противостояния с Израилем, с денонсацией советско-египетского договора о дружбе и сотрудничестве, заключенного в 1971 г., с ухудшением египетско-ливийских отношений (21-24 июля 1977 г. прошла так называемая египетско-ливийская приграничная война) и т.д…

Иорданское Хашимитское Королевство пошло на заключение мирного договора с Израилем в 1994 г., когда премьер-министр Иордании Абдельсалам аль-Маджали и премьер-министр Израиля Ицхак Рабин в присутствии короля Иордании Хусейна I и израильского Президента Эзера Вейцмана подписали «Договор о мире между Государством Израиль и Иорданским Хашимитским Королевством».

Договор устанавливал мир между двумя странами, предусматривал полную нормализацию отношений, открытие посольств, воздушного сообщения, гарантировал доступ к портам двух стран и так далее. Стороны обязались сотрудничать в борьбе с терроризмом и предпринимать совместные усилия по борьбе с нарушением границ. Каждая страна приняла на себя обязательства предотвращать враждебные действия против другой стороны и не сотрудничать с какой-либо террористической организацией.

Отдельной строкой договора стал вопрос водных ресурсов. Израиль принял на себя обязательство ежегодно поставлять в Иорданию 50 млн. кубов пресной воды из озера Кинерет, кроме того, 3/4 воды реки Ярмук, образующей границу между Израилем и Иорданией, достается Хашимитскому Королевству. Из-за этого договор по аналогии с египетским, который прошел по формуле «мир в обмен на территории», получил название «мир в обмен на воду». До настоящего времени он вызывает критику в испытывающем нехватку пресной воды Израиле.

Естественно, что подписание обоих мирных договоров вызвало раскол в арабском мире. Одни государства отреагировали сдержанно или нейтрально (Тунис, Йемен, Саудовская Аравия и др.), другие – резко против, оценив подписанные документы как капитуляцию и предательство палестинского народа (Сирия, Ирак, Ливия и др.).

Отдельной строкой необходимо упомянуть установление полномасштабных дипломатических отношений между Государством Израиль и Исламской Республикой Мавританией, которое произошло при посредничестве Королевства Испания в 1999 г. Документ был одобрен президентом Мавритании Маауйя ульд Сиди Ахмедом Тайя. Это событие положило конец состоянию войны, объявленной Мавританией Израилю, как и многими другими арабскими странами. В 1967 г. были открыты посольства: мавританское - в Тель-Авиве, израильское – в Нуакшоте.

Однако в 2009 г. между Мавританией и Израилем произошел окончательный разрыв дипломатических отношений. Причиной стала операция «Литой свинец», которую Израиль проводил на территории сектора Газа, чтобы уничтожить военную инфраструктуру исламского радикального движения ХАМАС.

Таким образом, опыт показывает, что установление настоящего соглашения между Государством Израиль и Объединенными Арабскими Эмиратами ещё не означает, что оно пройдет проверку временем.

Кардинальное отличие очередного признания состоит в том, что два государства не имеют общих границ, в договоре отсутствуют какие бы то ни было территориальные или иные ресурсные уступки со стороны Государства Израиль. И, естественно, этот договор был подготовлен многолетними неофициальными контактами двух стран, которые сотрудничали в различных сферах, особенно в сфере безопасности. Это было продиктовано обоюдным противостоянием иранской ядерной программе и региональному влиянию Исламской Республике Иран.

Израильские делегации неоднократно посещали Абу-Даби в рамках различных конференций по проблемам энергетики и здравоохранения. А в 2018 г. в столице ОАЭ под своим национальным флагом выступали израильские дзюдоисты, участвующие в международном турнире из серии «Большого шлема». Благодаря двум победам впервые в арабской стране прозвучал израильский гимн «Атиква», а израильский министр культуры и спорта Мири Регев посетила мечеть шейха Зайда, оставив в книге гостей запись на иврите.

Очевидно, что усиливающееся региональное противостояние между суннитскими режимами Ближнего Востока и Ираном так или иначе сближает позиции целого ряда арабских стран с Израилем, заставляет создавать «пояс безопасности» от возрастающего шиитского влияния. Недаром ещё в 2012 г. в прессе сообщалось о многочисленных связях правительства ОАЭ с израильскими компаниями, поставляющими вооружения и технику для охраны нефтяных месторождений и государственных границ.

ОАЭ, являясь одним из крупнейших импортеров вооружения и военной техники, продолжают усиливать свои вооруженные силы. С 2014 г. в стране введена обязательная военная служба для граждан мужского пола в возрасте от 18 до 30 лет и добровольная служба для женщин в течение 9 месяцев.

Некоторые эксперты заговорили о том, что вопросы собственной безопасности оказались для суннитских режимов Ближнего Востока важнее проблем арабо-израильского противостояния. Это значит, что можно ожидать следующих изменений на политическом ландшафте региона.

Возможно, следующей страной, признавшей Израиль и установившей с ним полноценные дипломатические отношения, станет Королевство Бахрейн, которое активно поддерживает Королевство Саудовскую Аравию в ее противостоянии с Ираном. 60% населения Бахрейна – шииты, в то время как правящая верхушка – династия Аль Халифа – придерживается суннитского вероисповедания.

Последует ли за ОАЭ династия Саудитов – покажет время. При этом надо учитывать, что вооруженные силы этой династии, несмотря на огромные военные расходы, в период «кувейтского кризиса» в начале 90-х продемонстрировали неспособность самостоятельно защитить свою территорию и союзное Государство Кувейт от армии Саддама Хусейна. А с 2015 г. по настоящее время демонстрируют неспособность переломить в свою пользу вооруженный конфликт на территории Йемена.

Естественно, и в этот раз появились противники договора, однако если прежде подобные соглашения критиковались в основном в рамках ЛАГ, то в этот раз наиболее жесткие заявления прозвучали со стороны Турции и Ирана, которые охарактеризовали соглашение как «лицемерие», «позорный удар в спины мусульман», назвав его «стратегической глупостью». Со стороны ЛАГ максимально критично выступило Государство Катар, чье политическое руководство ещё с 2017 г. находится в состоянии разрыва дипломатических отношений с ОАЭ, Египтом, Бахрейном, Саудовской Аравией и рядом других государств».

Источник




Подобрать программуБыстрый и легкий подбор программыОбратный звонокЗадать вопросEnglish version
Меню
Закрыть
Обратный звонок