In English

Контакты

+7 495 975-94-26 +7 495 975-94-26 Закажите звонок

30 лет ИБДА РАНХиГС

ranepa.ru


18.03.2020

Декан факультета международного бизнеса и делового администрирования ИБДА Ирина Колесникова – о новой магистратуре ИБДА РАНХиГС в сфере HR

Должен ли HR-менеджер вдохновлять и мотивировать людей? Чем бизнес-образование отличается от образования академического? Почему американцы радуются, достигая компромисса, а русские люди – вздыхают? Этими и другими соображениями в связи с запуском уникальной программы двухлетней магистратуры «Международный бизнес: HR менеджмент в условиях цифровой трансформации» поделилась с корреспондентом сайта Президентской академии декан факультета международного бизнеса и делового администрирования Института бизнеса и делового администрирования (ИБДА) РАНХиГС Ирина Колесникова.

Роскошь общения нуждается в реанимации

– Ирина Владимировна, для кого предназначена новая образовательная программа? Почему возникла потребность в ней? Есть ли ограничения для поступающих – по возрасту, профилю занятий и так далее?  

– Согласно закону «Об образовании в Российской Федерации», мы принимаем в магистратуру граждан, имеющих диплом бакалавра или специалиста. То есть, к нам могут прийти не только экономисты или менеджеры, но и инженеры, медики, философы, кинорежиссеры, если они почувствовали недостаточность своих компетенций в управленческой сфере или необходимость апгрейда уже полученных знаний и навыков.

Цифровая трансформация влияет на все стороны жизни общества и прежде всего на рынок труда. Старые профессии уходят, их место занимают новые. Растет мобильность населения, в том числе, за счет современных форм дистанционной работы «на удаленке». Все это влияет на расстановку людей в экономике, а значит и на функционал управленцев, должностные требования к ним.

Подчеркну: когда преподаватели Президентской академии говорят о диджитализации HR-профессий, речь вовсе не идет о том, что мы собираемся учить выпускников программированию, отнюдь. Но они должны понимать возможности, которые предоставляют IT-технологии, уметь грамотно пустить их в дело для решения бизнес-задач.  

– Если конкретно, что дает использование интернет-технологий кадровым специалистам?

– Прежде всего, позволяет экономить время, принимать быстрые (а как еще в динамичной среде?) и качественные решения. В том числе, на основе анализа больших информационных массивов. Это обеспечивает как максимизацию прибыли, так и устойчивое развитие компании.

Одновременно авторы программы «Международный бизнес: HR менеджмент в условиях цифровой трансформации» полагают, что одни только технологии не могут решить всех задач, стоящих перед менеджментом. Отсюда фокус на живое межличностное общение, которое в сочетании с IT-инструментами даст синергетический эффект.

Когда мы спрашиваем свежеиспеченного выпускника школы – абитуриента нашего бакалавриата, чем он собирается управлять, став менеджером, самый обычный ответ звучит так: производством, финансовыми потоками.

Но ведь в конечном счете всякое управление предполагает управление людьми. Это коммуникация прежде всего. И чем выше руководитель по рангу, тем больше времени у него занимает общение с коллегами, живое или онлайн. И тем больше успех всей корпорации зависит от его способности добиваться в процессе такого взаимодействия поставленных задач.

Большие данные позволяют понимать тенденции в движении персонала на макроэкономическом уровне. И на рынке уже появились фирмы, специализирующиеся на сборе больших данных. Но этого недостаточно: надо учить будущих глав HR-департаментов работать с упомянутыми массивами информации.  

Такой специалист должен уверенно пользоваться пулом готовых решений, размещенных онлайн, которые нужно привязать к «его» конкретной ситуации. Либо уметь грамотно сформулировать для IT-специалиста новую, неожиданную задачу, если она требует штучного подхода.  

Сейчас, к сожалению, судя по данным KPMG (консалтинговой компании Большой четверки), 63% компаний не видят положительного эффекта от цифровизации HR-служб. Респонденты ссылаются на сложность процессов интеграции и отсутствие соответствующих компетенций у сотрудников отдела персонала.

Но уповать на формирование только этих компетенций недостаточно. Они действуют в полную силу только в сочетании с развитыми коммуникативными навыками.

От делопроизводства до эмоджмента

– Что собой представляет содержательная платформа новой магистратуры? Чем отличается эта модель от мировых аналогов?

– Прежде всего, наша программа не является результатом модернизации существующих на рынке программ, это уникальный продукт. Мы учли международный и российский опыт лучших практик и самые актуальные тренды HR менеджмента. Предусмотрели освоение навыков управления инвестициями в человеческий капитал и компетенций, необходимых для HR бизнес-партнера.

Программа позволяет развить навыки лидерства. Она готовит сильных менеджеров, способных мыслить стратегически и вести за собой команду, а также создавать собственный бизнес и эффективно управлять им. Знакомит с методиками, позволяющими отслеживать глобальные тренды рынка, формировать новые модели компетенций и гибкие команды, используя методологии agile и многое другое. 

Предполагается возможность для магистранта провести семестр в одной из школ-партнеров программы во Франции, Англии, США и Германии. Неизменным фирменным стилем ИБДА остается персонализированный подход к учащимся, возможность получить карьерные консультации от лучших представителей профессии и профессиональных коучей.

Перечислю только несколько названий курсов и дисциплин, включенных в нашу программу. Это «Цифровая экономика», «Современные технологии HR», «Психология управления», «Управление организационной культурой», «Эмоджмент» (относительно новое направление в формировании личной эффективности, которое учит управлять эмоциями), «Психосемиотика». Разумеется, «Информационные системы и цифровые решения в HR».

И, наконец, «Организация рабочего пространства», «Управление стрессами», «Конфликтология» и «Командообразование» – это реальные тренинги, которые проводят высококвалифицированные бизнес-тренеры. 

– Многоголосый хор сторонников тимбилдинга – примета времени. В чем здесь ваша особенность?

– Особенность вытекает из концепции программы, из ее позиционирования как проекта бизнес-образования.

К сожалению, под тимбилдингом часто понимают налаживание отношений в контактном коллективе, упуская при этом из виду организационные цели и задачи повышения конкурентоспособности компании. Наша же, профессоров и бизнес-тренеров, задача – воспитать не только увлеченного, но и вовлеченного в коллективный проект менеджера, готового вкладываться в общее дело как в собственное.

Хотя и на поле выстраивания коммуникаций у нас в стране тоже есть проблемы. Зарубежные партнеры до сих пор – спустя почти 30 лет после распада СССР – отмечают, что несмотря на всю теплоту русских людей, их выдает неумение работать в команде, добиваться компромиссов.

Если для американца компромисс – это всегда победа, достойный венец деловых коммуникаций, то для нас нередко это сожаление. «Эх, – говорим мы со вздохом, – пришлось пойти на компромисс». 

Но бизнес-образование отличается от образования академического еще и тем, что предполагает определенное личностное развитие, ядром которого оказывается доверие к себе, без которого невозможно ни одно самостоятельно принятое решение.

В тренде – «учение с вовлечением»

– Каковы гарантии, что микс из перечисленных образовательных событий, тренингов, мастерских образует на выходе нечто цельное и целостное, помогающее молодому человеку определиться на рынке труда и стать востребованным специалистом?

– Такие гарантии есть. Это личностная составляющая программы, коллектив единомышленников – наш, прямо скажем, выдающийся преподавательский состав. Помимо российской и зарубежной профессуры (кстати, языки программы – русский и английский), бизнес-тренеров, в том числе, мирового уровня, в него входят несколько выпускников и нашего факультета международного бизнеса и делового администрирования.

Они нашли себя в конкретных бизнес-нишах, являются признанными экспертами в своих областях и параллельно проявили себя в качестве успешных преподавателей. 

Это Эмиль Мартиросян, практик и теоретик в области международного бизнеса («Разработка инновационных бизнес-моделей»), Стелла Святская, которая поработала в крупнейших компаниях в качестве маркетолога и открыла собственное дело в этом направлении («Маркетинг HR»), Максим Мигутин, аналитик и консультант («Искусственный интеллект в HR»), Татьяна Волкова («Тренинг по стресс-менеджменту»), Теймураз Вашакмадзе, главный инвестиционный стратег Centmillion AG, преподаватель финансовых дисциплин. 

До недавнего времени бизнес-образование рассматривалось «на этажах» дополнительного профессионального образования. Предполагалось, что человеку надо сперва накопить определенный жизненный и профессиональный опыт, а потом получать управленческие навыки. Сегодня бизнес-образование стало востребовано уже на уровне магистратуры и бакалавриата. Что ж, мир динамично меняется – надо за ним поспевать!  

Институт бизнеса и делового администрирования Президентской академии (ИБДА РАНХиГС при Президенте РФ) – лидер в обучении успешных и эффективных менеджеров. Институт занимает 1-е место в народном рейтинге бизнес-школ по показателям «Увеличение дохода» и «Профессиональное развитие» восьмой год подряд.

Это первая и единственная бизнес-школа в России, имеющая престижную международную аккредитацию AACSB, что дает дополнительные преимущества российским студентам для работы за рубежом. Всего за период с 2001 по 2018 годы в рейтинге «Топ-1000 российских менеджеров» значатся имена 181 слушателя, выпускника и преподавателя ИБДА, из них 25 имен – в рейтинге 2018 года.

Источник


Задайте вопрос

Выберите тематику вопроса*


Наши менеджеры ответят Вам в течение одного
рабочего дня. Спасибо!