27.07.2018

Интервью с деканом Факультета международного бизнеса и делового администрирования ИБДА РАНХиГС Ириной Колесниковой

О тенденциях в образовании рассказала декан Факультета международного бизнеса и делового администрирования Института бизнеса и делового администрирования (ИБДА) РАНХиГС, заведующая кафедрой гуманитарных наук, деловой этики и социальной ответственности д. филос. н., профессор Ирина Колесникова.

– Недавно был опубликован рэнкинг ведущих университетов, где как пример для подражания назван крайне высокий конкурс и проходной балл по трем ЕГЭ – около 270 баллов. Что можно сказать о проходном балле на ваш факультет за последние три года?

– За этот период у нас столько и есть. Это связано с тем, что у нас достаточно популярная программа, а достижение – это сами выпускники. У нас очень показательные результаты по их трудоустройству, студенты работают по специальности в хороших компаниях. Начинают, как правило, уже после 3 курса (например, в компаниях L’Oréal, ENEL и др.). Довольно часто их карьерная траектория такая, что они сначала тренируются в больших компаниях, а потом начинают свое дело. Нам удалось соединить две ключевые компетенции наших прародителей – МГИМО, с которого мы начинали международную ориентацию, и АНХ при Правительстве РФ как кузницы руководящих кадров.

– Вы уже начали говорить о преимуществах. Какие, на ваш взгляд, основные конкурентные преимущества у факультета и ИБДА РАНХиГС на российском рынке?

– Наше главное преимущество в том, что ИБДА – это именно бизнес-школа. Ведь раньше в рамках бизнес-образования были только дополнительные программы MBA, Executive MBA и т. д. Сейчас все чаще бизнес-школы работают и для магистров, бакалавров, и в этом есть резон. Потому что все-таки бизнес-мышление – особое.

Специфика этого направления в том, что большую роль здесь играет доверие к себе и собственному разуму. Без этого невозможны самостоятельные решения, а следовательно – никакие прорывы, проекты, ничего. Должен быть определенный психологический склад личности, гибкость, адаптивность, способность выстраивать отношения с людьми – это то, что называется soft skills. За этим стоит способность не наступать на одни и те же грабли, находить какие-то выходы и нетривиальные решения. Бизнес-образование в ИБДА ориентирует людей на бизнес.

У нас хорошая международная составляющая – больше половины студентов 3 курса уезжает за границу, и к нам приезжают по программе обмена иностранные бакалавры. Мы очень серьезно подходим к обменным программам, фактически у нас полтора курса идет на английском языке, это позволяет нам принимать зарубежных студентов и отправлять наших. Там для них доступна целая палитра новых специализаций.

Еще одно преимущество – ориентация на развитие личности. Мы собираемся ввести коучинг не как предмет, а как институт для того, чтобы лучше понимать психологические и личностные особенности студентов, чтобы они учились с большим смыслом и понимали себя. В нашем переменчивом мире капитализироваться может наличие у человека внутреннего стержня, его индивидуальные качества и особенности. Мы помогаем выявить эти личные особенности из унифицированного контекста и выстроить реальную индивидуальную траекторию образования.

– Расскажите подробнее о международных проектах, о вузах-партнерах. Что дают эти международные связи конкретному студенту и почему это важно?

– Наш очень давний партнер – Высшая коммерческая школа Дижона-Бургундии, мы работаем с Высшей школой бизнеса и коммерции в Рейне, Гренобльской высшей школой бизнеса, Женевской школой бизнеса и с недавних пор с французской NEOMA. В рамках магистратуры у нас есть целый ряд партнеров – мы входим в Международный альянс бизнес-школ.

Обменные программы сейчас более популярны, чем программы двойного диплома, потому что это более выигрышно финансово и студенты не хотят сильно отрываться от родной почвы. А если человек уезжает за рубеж, особенно если он один попадает в какую-то школу, где вообще нет русских, происходит некая шоковая терапия и все получается. Наши студенты справляются с программами и зачастую чувствуют себя за рубежом сильнее своих коллег по академическим группам. ИБДА РАНХиГС дает подготовку на мировом уровне, и студенты Академии получают высокие баллы, к которым многие за границей даже не привыкли.

– Если говорим о подготовке специалистов мирового уровня, то для этого нужны и преподаватели соответствующего уровня. Расскажите о преподавателях, которые работают у вас на факультете?

– С большим удовольствием я сначала назову наших выпускников, которые начали с того, что пошли на практику, защитили диссертации, и я привлекла их к преподаванию в РАНХиГС. Эмиль Мартиросян, который работает в международном бизнесе, живет в Австрии, приезжает на модули. Он хорошо разбирается в международной логистике и в развитии международного бизнеса. Теймураз Вашакмадзе – основатель и руководитель Школы управления стоимостью «Финмодель», доцент ИБДА РАНХиГС, преподает финансы; Алексей Свищев – директор программы двойного диплома бакалавриата «Управление прорывными проектами в международном бизнесе»; Мария Бернштейн – директор магистерской программы, бизнес-тренер, к. э. н.

В рамках магистратуры у нас есть курс «Методология разработки учебного курса», и все магистранты читают бакалаврам четырехчасовую лекцию. Это возможность посмотреть, у кого есть педагогический дар. У нас на программе читает профессор экономики Александр Чеканский. У нас есть блестящий математик Владимир Миронов. Если брать нашу программу по управлению человеческими ресурсами в международном бизнесе, то там вообще половина практиков.

– По анонимным опросам, до 80% ваших выпускников хотят создать свой бизнес. Это необычно в нашей стране, ведь чаще хотят работать в силовых структурах или на госслужбе. С чем вы связываете желание ваших выпускников заниматься собственным бизнесом?

– Во-первых, наши абитуриенты – это дети продвинутых, средних бизнесменов или чиновников с государственно службы и т. д. Года 2–3 назад мы проводили научно-исследовательскую работу по предпринимательской ориентации студентов и о том, как это работает на семейный бизнес. Желающих по стране тогда было 2%, а у нас 60%. Причем желание заниматься бизнесом к 4 курсу у студентов не умирало, а количество тех, кто стремится стать предпринимателем, к завершению учебы только увеличивается. Это означает, что мы на правильном пути. Родители также понимают, что они отдают своих детей в надежные руки и видят результаты. Такие родители тоже становятся нашими «агентами» на рынке образовательных услуг.

– По каким программам идет обучение студентов на бакалаврских и магистерских программах ИБДА РАНХиГС? Сколько слушателей на программах?

– «Международный менеджмент» направления «Менеджмент» и «Управление человеческими ресурсами в международном бизнесе» направления «Управление персоналом» – это бакалавриат. На магистратуре то же самое. В Институте бизнеса и делового администрирования Президентской академии еще есть ряд магистратур.

Кроме этого, есть Факультет международного бизнеса и делового администрирования ИБДА, который специализируется на первом высшем образовании. Наша магистратура pre-experience, мы принимаем выпускников бакалавриата без обязательного стажа работы.

Цифры плавающие. В этом году мы выпускаем 120 человек, а в следующем году будет поменьше. На ФБДА больше 500 человек, а вообще у нас под 1000 студентов первого высшего образования. Несмотря на то что наборы увеличились и на то, что нагрузка несказанно возросла с бюрократизацией образования, стараемся не потерять индивидуальный подход. Мы знаем своих детей по имени и фамилии и контактируем с родителями, если это необходимо.

– Что вы можете сказать о «мейджорах» и «майнорах» и то, что они были впервые реализованы в России именно у вас?

– Мы перешли на двухсменное образование, что позволило выстроить расписание. «Мейджоры» – это основная программа, «майноры» – это то, что студенты могут выбрать. Например, на дисциплине «Психология бизнеса» было 9 человек с отделения международных отношений. Студенты любят выбирать мировую политику в исполнении прекрасного преподавателя Виталия Эпштейна. В общем, это очень полезная практика, она расширяет возможность индивидуализации. Это очень важно, дать возможность выражения личностных особенностей, которые в дальнейшем составят главный капитал. А коучинг как раз поможет разобраться в себе, найти ресурсы и конкретизировать цели. Учащимся нужно помочь и вовлечь их в какую-то деятельность.

Вот еще такой важный момент, связанный с коучингом, – практики. Мы первые в стране ввели социальную практику после 1 курса. Мы сотрудничаем с добровольческим движением «Даниловцы», это волонтерская организация. Во время первой практики студенты общаются с волонтерами и должны понять особенности волонтерского движения. Главное – найти какую-то идею, которую можно было бы реализовывать. После 2 курса они идут на другую практику, где перед ними ставится задача модифицировать каким-то образом продукт или услугу, которая это компания производит или предлагает. После 3 курса они должны будут разработать стратегию компании, в которой проходят практику с учетом неопределенностей и рисков будущего времени. Это попытка с нашей стороны подготовить ребят к неопределенности в цифровой экономике. Они должны научиться понимать и не бояться нового, учиться с этим работать, адаптироваться, быть проактивными, т. е. учиться создавать спрос на новые компетенции.

– Какие компетенции будущего вы видите для специалистов в данных областях? Что нужно в XXI веке, учитывая нынешнюю неопределенность? Ведь значительная часть современных выпускников по окончании 4–6-тилетнего обучения будет работать по специальностям, которых, возможно, пока нет.

– Во-первых, нужно не бояться неизвестного и окунаться в новое. При этом необходим определенный кругозор, обязательный интеллект, который поможет всем и всегда. Интеллект как раз определяет способ подхода к решению задач. Важна способность к командному взаимодействию и сотрудничеству. Сейчас это называется design thinking, то есть дизайн-мышление как способность контактировать и коммуницировать.

Необходимо уметь улавливать нужные сигналы в информационном шуме, а чтобы уловить их, требуется интеллект, который формируется в процессе образования. Гуманитарные компоненты надо усиливать, потому что это то, что позволяет контактировать и понимать людей. Структура рынка труда меняется, будет расти спрос на человеческие профессии, связанные с общением, с контактами и т. д. К этому надо быть готовыми.

– В связи с непростой ситуацией в мире с нашими международными партнерами чувствуете ли вы сокращение спроса на международные программы? Расскажите про вторые языки, у вас сильная языковая подготовка.

– Нет, во-первых, интерес со стороны иностранцев наоборот идет по возрастающей. Какое-то время был спад, а сейчас им интересно. В мире происходят недопонимания, накладываются санкции, но в образовательном пространстве этого совершенно нет. С партнерами у нас прекрасные отношения. У нас появляется новое сотрудничество, и там работает сарафанное радио, причем как в профессиональном сообществе, так и между студентами.

Языковая подготовка сильная. Поездки в страны по обмену – это также тренировка английского и вторых языков. У нас 8 часов первого языка в неделю, потом по 6 первого и второго языка.

– В каком направлении сейчас идет развитие программ по менеджменту – что меняется?

– Меняется формат обучения, поскольку молодое поколение более динамичное. Они хотят больше практики, самостоятельных заданий, игровых занятий и проектов. Доступность информации меняет отношение к классическому образованию, некоторые студенты не хотят ходить на лекции, поскольку могут найти информацию в интернете. Но когда информации много, растет требование к ее отбору и анализу. Такие вещи требуют определенных навыков. В части профессионализации им интересны симуляции, проектирование, игровые форматы, деловые игры. Важно, чтобы это было активно, командно и чтобы было взаимодействие.

Задача образования в том, чтобы не потерять поколение, почувствовать социальный запрос. Общество себя воспроизводит через систему образования. Когда мы говорим «образование», то имеем в виду участников процесса образования. Собственно, что такое трудоустройство выпускников? Это означает, что социальный заказ был прочитан правильно. Если мы правильно расшифровали то, что обществу надо, значит, студенты будут работать. Мы готовим наших ребят-специалистов на вырост, с неким запасом прочности, то есть они умеют делать не какое-то одно дело, а умеют делать разное. Им хватает навыков и компетенций, их запаса прочности.

– Расскажите про международные аккредитации, которые есть у ваших программ. Что это дает выпускникам?

– Это знак качества дополнительного профессионального образования. Например, AACSB аккредитует институт, структуру, в совокупности все программы. В рамках процесса подготовки к этой аккредитации мы заметно подтянулись, но нам не пришлось себя перестраивать. Изначально все программы проектировались с определенной ориентацией на международные стандарты.

Есть целый ряд сложностей системного характера, которые осложняют жизнь. Например, управление исследованиями. В СССР наука была сосредоточена в НИИ, в Академии наук. Вузы наукой занимались только точечно. Сейчас вся система перестраивается. Мы стараемся уделять этому большое внимание и меняться. На каждой программе были сформированы ожидаемые результаты ее освоения, цели и задачи. Это способность коммуницировать, проводить публичные выступления, взаимодействовать в команде, применять теорию на практике, формулировать собственную позицию. Это также знание своей профессии, основных категорий, владение критическим мышлением. С этой точки зрения интересно оценить то, что получается.

– В каких компаниях студенты международного менеджмента могут проходить практику?

– Мы учим студентов «продавать», выгодно представлять себя самостоятельно, практику они находят сами. Рынок к этому готов. Раньше у меня был список предложений, рейтинг студентов, и я их объединяла. Спрос на это упал, т. к. студенты начали сами находить места практики. Они сами рассказывают про конкурсы, которые выигрывают самостоятельно. Наши партнеры: Сбербанк, ВТБ, PWC, BMW, Mercedes, Ford, P&G, Русал, ENEL, Coca-Cola, Mediaplus, Лукойл, Adidas, Kaspersky, HP и др.

Источник




Подобрать программуБыстрый и легкий подбор программыОбратный звонокЗадать вопросEnglish version
Меню
Закрыть
Обратный звонок