29.01.2021

Интервью с Директором программы DBA ИБДА РАНХиГС Александром Гапоненко

Для кого предназначена программа Doctor of Business Administration, которую реализуют в Институте бизнеса и делового администрирования (ИБДА) РАНХиГС? Чему можно научить лидеров современного бизнеса? Зачем управленцам высшего звена менять картину мира? И как получить толчок к развитию, если с высоты профессиональных достижений становится очевидным, что движение вперед замедлилось или вовсе прекратилось? Директор программы DBA ИБДА РАНХиГС, доктор экономических наук, профессор Александр Гапоненко рассказал сайту Академии кто и чему учит на программе и почему принцип «lifelong learning» – это не дань моде, а необходимость.

– Александр Лукич, DBA – это одна из программ бизнес образования: МВА, Executive МВА и, наконец, DBA. То есть к вам приходят не просто первые лица компаний, а люди, которые много работали и много учились. С точки зрения концепции обучения на протяжении всей жизни – учиться надо. Это модно, все об этом говорят, это здорово. Но чему можно научиться человеку, который уже все прошел, все испытал, уже все умеет и все знает? Что ему можно предложить?

– Давайте порассуждаем, откуда возникло понятие «lifelong learning»? Все просто: сегодня невозможно знать все о современных подходах – все настолько быстро меняется, что это перманентное изменение привело к бодрому, но в то же время тревожному лозунгу: «change or be changed» – или ты сам изменишься, или тебя изменят. Этот подход актуален для каждого из нас, и прежде всего для руководителя: себя нужно обновлять – обновлять свои навыки, прежде всего лидерские, получить возможность по-другому взглянуть на ситуацию.

Я всегда спрашиваю у выпускников: что изменилось, что вы получили на нашей программе? Это самый интересный вопрос. Как правило, никто не говорит, что «я узнал что-то новое». Что-то узнать можно, условно говоря, гугля каждый день какие-то интересные темы! Но мне выпускники говорят иначе: «Мы изменили картину мира».

– Ни много ни мало, прямо целую картину мира?

– Именно! Не создали заново, а изменили. У каждого из нас есть эта картина мира, и мы действуем в соответствии с ней.

– Но она представляется такой устойчивой – особенно, чем старше человек…

– В этом все и дело. Как только картина мира стала устойчивой – пора думать о собственных похоронах (конечно, в переносном смысле слова) – ты закончился как специалист, ты исчерпал себя. Что мы даем, чтобы этого избежать? Мы даем самые последние тренды развития современного менеджмента. Эти тренды позволяют многим сформировать собственное новое видение. Например, мы обсуждаем умение стратегически смотреть на развитие в современных условиях. Некоторые говорят, что стратегия умерла: «Какая стратегия, что вы? Каждые два месяца все по-новому!» С одной стороны, все так и есть: в традиционном виде стратегия закончила свое существование – просчитывать детальные планы до 2030 года действительно бессмысленно. А с другой стороны, нужно видеть цель, куда мы идем. А цель должна быть прозрачна для сотрудников? Да. Для всех? Для всех без исключения. Она должна трансформироваться в видение? Да. Она должна подкрепляться идеологией, принципами, ценностями? Безусловно. И вот вам стратегия в современном понимании.

Еще один пример. В последние годы общество развивает науку о человеке, о факторах эффективности его деятельности. Тренд на долгую и здоровую жизнь – долгосрочный и общемировой. Мы на программе уделяем большой внимание таким темам, как нейрофизиология мозга, нейромедиаторы и их роль в менеджменте. Сегодня трансформируются требования к современному лидеру в части его универсальных навыков. Мы помогаем слушателям программы сориентироваться в этом сложном контексте.

– Если мы говорим о том, что мир меняется и лидерам надо меняться, то, видимо, и вашей программе надо постоянно меняться? Как программа успевает трансформироваться вслед за стремительными переменами?

– В каком-то смысле наша программа – agile. Что это значит? Мы не предлагаем ни одной группе, ни одному потоку жесткую программу: у вас будет такой предмет для изучения на первом году обучения, а в третьем году у вас будет вот такая тема. Мы ушли от этого. Мы имеем центральный незыблемый стержень и у нас остается примерно 20% программы, которую мы каждый раз подстраиваем на основе обратной связи наших слушателей, мы трансформируемся.

– Кто Ваши слушатели? Что их объединяет? Какая это возрастная категория?

– Я начну с возраста: это слушатели от 29 лет (есть такие вундеркинды) и до 60-ти. Программе есть что предложить и опытному человеку, и тому, кто рвется вперед в свои неполные 30.

Набирая слушателей на программу, мы производим отбор – это должны быть либо первые, либо вторые лица компании. Далее, мы проверяем, насколько велико их желание работать над своей профессиональной и личностной траекторией развития. Это лидеры бизнеса, которые добились успехов в своей деятельности, они имеют склонность к исследованию и желают упрочить свои успехи, существенно продвинуться в своей квалификации и получить к тому же статус доктора делового администрирования.

В основном, наши слушатели уже имеют бизнес-образование – часто это бывает МВА. В свое время, обучаясь на таких программах, они почувствовали, что получили своеобразный толчок к собственному развитию, к развитию своего бизнеса. Теперь они приходят на программу за тем, чтобы обновить картину мира, получить новые инсайты, развить свои компетенции и навыки.

– Программа DBA включает в себя три блока – исследовательский, тренинговый и когнитивный. Что это такое? Что конкретно вынесет из этих трех блоков слушатель программы?

– Программу мы делим на блоки в содержательном плане. Каждый из них распределен по трем годами обучения. Что такое исследовательский блок? Это работа над собственной докторской работой.

– А что исследуют слушатели программы?

– Разные вещи. Есть работы, которые носят абстрактно-теоретический характер, имеются интересные примеры, когда выпускники нашей программы издают свои собственные книги. Однако не это главное, главное – инновационный подход к решению той или иной проблеме. Один из наших выпускников, Кузьменко Г.Н., который, возможно, не в полной мере склонен к написанию книг, написал потрясающую работу о своей компании, в которой он сформировал мощную корпоративную культуру. В компании работают 400 человек, большая часть из них работают на Крайнем Севере вахтовым методом. Именно корпоративная культура способствует тому, что сотрудники вовлечены в процесс развития компании, при этом текучесть кадров близка к нулю.

Словом, работы разные. Большая часть – это собственные проекты слушателей программы. Мы готовим слушателей к этим работам с помощью исследовательских семинаров, обсуждаем концепции, поэтапно обсуждаем методику. И в конце программы каждая диссертация в краткой версии публикуется у нас на сайте, что, кстати, сильно отличает нас от обычных программ такого уровня: мы открыты.

– А как проходит тренинговая часть обучения? Что тренируют в ее рамках?

– Лидерские навыки и критическое мышление, управление конфликтами, образование творческих команд, публичные выступления, деловой этикет.

– Поправьте, если ошибаюсь, но ведь первые лица компаний уже обладают этими навыками?

– Не в полной мере. Очень много навыков, о которых люди узнают только у нас на программе. Многое они вообще слышат впервые!

– То есть, даже таким опытным людям есть чему учиться?

– Безусловно. Даже, скажем, устному выступлению перед аудиторией. Многие с удовольствием воспринимают тренинг Леонида Смехова. Он один из лучших тренеров России по публичным выступлениям.

– А что такое когнитивный блок?

– Наши слушатели встречаются с ведущими учеными, успешными бизнесменами, авторитетными экспертами. Обсуждают самые разные вызовы современности: среда VUCA, глокализация, цифровая революция… Слушатели программы обсуждают ключевые идеи в менеджменте 21 столетия. С гордостью могу сказать, что к ним приходят такие люди, как Борис Щербаков – вице-президент компании Dell, Алексей Ситников – коуч с мировым именем, он тренировал президентов многих стран, Елена Витчак, Алексей Молвинский, Михаил Колонтай – широко известные в своих сферах специалисты.

– Ваши выпускники, добившиеся успеха, тоже приходят и делятся опытом со слушателями…

– Да. Яркий пример этому – Андрей Самсонов, генеральный директор компании «Felder Group Россия». Это австрийская компания, а Андрей руководит ее российским подразделением. Felder Group делает станки для деревообработки и по всему миру их продает, причем станки премиального сегмента – недешевое удовольствие по сравнение с китайскими аналогами. Довольно сложно, особенно сегодня, продвигать их на рынок… А еще случился 2020 год со своей пандемией, а у него рост продаж в этом году – 45%. Причем рост продаж произошел на падающем рынке!

– Как это возможно?

– С таким генеральным, как Андрей Самсонов, возможно все. Во-первых, он удивительным образом перевел продажи в онлайн. Почти каждый день в его шоуруме проходят онлайновые презентации, как правило для конкретного покупателя. Клиент задает вопрос: «А вот этот электродвигатель какого производителя?» И тут же оператор показывает ему шильдик: «Вот такого-то производителя». Таким образом, процедура знакомства с оборудованием приближена к визиту в шоурум. Это сильно отличается от формата вебинара с «говорящими головами».

Во-вторых, компания – активный участник WorldSkills, в том числе во время всемирного чемпионата в Казани. Компания Felder Group выпускает в России первый после долгого перерыва учебник по деревообработке. Если в советском учебнике рассказывали про рубанки, фуганки, как сделать табуретку и так далее, то теперь учебник будет учить работе на современном деревообрабатывающем оборудовании. Felder Group снабжает своими станками множество российских профильных образовательных учреждений. За счет этого получается очень интересный эффект: ребята, которые там отучились, приходят на производство и говорят: «А почему у нас не Felder?» То есть через обучение происходит влияние на рынок.

Андрей Самсонов ухватил тренд – симбиоз бизнеса и образования, он нашел эффективные формы и за счет этого сильно повысил конкурентоспособность своей компании.

– А как проходят занятия на программе?

– Занятия на DBA носят характер консультаций и творческих дискуссий. Программа не дает слушателям готовых рецептов, она предлагает методы, ведущие к успеху. Занятия проходят в малых группах – около 10 человек. Это занятия самых разнообразных форматов. На самом деле, когда у меня спрашивают, будет ли сегодня у нас лекция, семинар или тренинг – я честно говорю, что не знаю. Дело в том, что каждый раз один формат перетекает в другой. Спикер может о чем-то рассказывать, затем возникает дискуссия, за дискуссией появляется какой-то тренинговый элемент, за которым опять возникают вопросы. Это не просто лекция, это взаимодействие. В небольшой группе, как правило, все участники втягиваются в обсуждение.

Программа DBA не имеет временных рамок – это пожизненная программа: все участники после ее завершения получают привилегию пожизненного участия во всех мероприятиях, проводимых в ИБДА, а также во всех занятиях на программе. Программа постоянно развивается, обновляется и выпускники имеют возможность побывать на тех занятиях, которых еще не было в рамках программы во время их обучения.

– Что выпускникам дает программа DBA?

– К нам приходят не за дипломом как таковым, а за знаниями. Причем под знаниями мы понимаем не какие-то конкретные вещи, а именно общую картину мира, возможность по-другому мыслить, другие ментальные навыки.

Вот пример: выпускник этого года – генеральный директор НПО «Сомэкс» (это объединение предприятий тяжелого машиностроения) Анатолий Никитин реструктурировал компанию и повысил производительность труда вдвое, сформировал устойчивый план развития. И я точно знаю, что он сделал это благодаря новой точке зрения, которую он приобрел на нашей программе, с помощью наших консультантов.

– А у кого учитесь Вы? Вообще, где учатся люди, которые учат других?

– Я лично не являюсь центральным спикером программы, вернее, мое участие в программе не такое большое. Я привлекаю спикеров на программу, видоизменяю программу в соответствии с трендами, тенденциями.

– Как Вы это делаете? Вы ведь должны быть на шаг впереди. А современный мир, как Вы сами отметили, страшно переменчив…

– В нашей программе мы ориентируемся на авторов, которые умеют видеть дальше, чем остальные люди. Скажем, Гэри Хэмел – бизнес-аналитик №1 в мире. То, о чем он пишет и говорит – это менеджмент середины XXI столетия. Он заглядывает вперед, видит те тренды, которые только-только появляются и для большинства действующих компаний являются очень необычными …

Мы также ориентируемся на российские уникальные кейсы. У нас на программе делится своим опытом со слушателями Тигран Буниатян, генеральный директор компании «Кантата». Вы наверняка знаете небольшие магазинчики в торговых центрах, которые продают чай и кофе. В его компании около 1 500 сотрудников. С точки зрения менеджмента – это одна из лучших компаний России. В компании выстроена своя идеология, имеются общие корпоративные ценности. Тигран уже давно пришел к выводу о том, что можно усилить мотивацию в компании, в том числе, за счет культивирования у сотрудников состояния радости. Представляете? Реализуя такие подходы у себя в компании, он добивается того, что компания и персонал становятся конкурентоспособными, они более открыты миру, воспринимают каждого покупателя как гостя. Вот это и есть менеджмент будущего. Вот у таких руководителей мы и учимся.

– Большое спасибо за интервью!

Источник




Подобрать программуБыстрый и легкий подбор программыОбратный звонокЗадать вопросEnglish version
Меню
Закрыть
Обратный звонок