19.06.2017

Интервью директора ИБДА С.П. Мясоедова о развитии бизнес-школы и перспективах бизнес-образования в России.

Агентство РБК Исследования рынков в апреле 2017 года подготовило полноценное исследование российского рынка MBA, в ходе которых был проведен опрос выпускников программ MBA (более 500 респондентов), потенциальных слушателей программ MBA (более 5 700 респондентов), директоров ведущих бизнес-школ и экспертов в области бизнес-образования. В рамках исследования на вопросы РБК Исследования рынков ответил директор Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС, проректор РАНХиГС, президент российской ассоциации бизнес-образования Сергей Павлович Мясоедов.

РБК Исследования рынков: Расскажите, пожалуйста, о Вашей бизнес-школе (дата основания, основные характеристики школы, направления подготовки, наличие или отсутствие аккредитации):

В 1988 году группа преподавателей МГИМО создала первую в стране частную школу бизнеса, которая пройдя ряд преобразований, превратилась в Институт бизнеса и делового администрирования РАНХиГС.

Первое название школы, так сказать, ее «девичья фамилия», было Школа международного бизнеса МГИМО. В 1995 году, по приглашению академика-реформатора - Абела Аганбегяна, команда школы (более 100 человек) переехала на территорию Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС) - ведущего управленческого и бизнес университета России. А в 1997 году школа меняет частный статус на государственный, получает нынешнее название - Институт бизнеса и делового администрирования (ИБДА), входит в состав РАНХиГС. Сплав лучших национальных управленческих знаний и опыта РАНХиГС и международных компетенций МГИМО обеспечил программам ИБДА высокую конкурентоспособность на рынке бизнес образования.

ИБДА - самая крупная бизнес школа, работающая в премиальном ценовом сегменте, единственная элитная российская бизнес школа, которая на протяжении всей своей 30-илетней истории работает преимущественно на рынке В2С, ориентируя свои программы, прежде всего на развитие инновационного среднего бизнеса России. (К среднему бизнесу мы, по европейскому классификатору, относим компании с оборотом от 50 миллионов евро в год до 1 миллиарда евро).

Основными принципами и ценностями ИБДА являются:

  • построение практико-ориентированного преподавания менеджмента и лидерства на основе учета самого передового российского и международного опыта;
  • постоянное (системное) совершенствование программ в соответствии с изменяющимися потребностями рынка и деловой среды VUCA;
  • следование принципу: «Учить успешному бизнесу может лишь тот, кто работает на рынке и сам успешен в бизнесе».
  • ориентацию в первую очередь на потребности среднего бизнеса России. Мы считаем, что именно средний бизнес является драйвером прогресса и инноваций в сегодняшней экономике (примерно 85% деятельности);
  • преимущественная ориентация на рынок В2С, то есть на реальные нужды бизнесменов и менеджеров.
  • создание и проведение уникальных, инновационных программ, не имеющих аналога в российской практике, по заказу и при поддержке крупнейших российских и зарубежных компаний (Сбербанк, Роскосмос, Россельхозбанк, Майкрософт, ТНК-ВР, IBS и др.).

ИБДА является структурой РАНХиГС при Президенте Российской Федерации. Все учебные программы Института, по которым, согласно закону Российской Федерации, выдается диплом государственного образца, имеют государственную аккредитацию.

Все программы МВА и ЕМВА Института имеют высшую форму российской независимой аккредитации - аккредитацию Национального совета по оценке качества делового и управленческого образования (НАСДОБР).

Программы МВА и ЕМВА ИБДА имеют самую престижную, специализированную международную аккредитацию программ МВА, АМВА International. (Входит в число так называемых международных аккредитаций «Тройной короны»). 

ИБДА - первая и на сегодняшний день единственная в России бизнес школа, которая допущена к прохождению и находится в процессе самой сложной и почетной мировой стратегической аккредитации - аккредитации AACSB International (аккредитационная процедура длится 6 лет).

РБК Исследования рынков: Назовите, пожалуйста, количество действующих программ MBA и среднюю продолжительность курса.

Общее количество программ MBA составляет пять:

  • русскоязычная программа МВА,
  • русскоязычная программа iMBA,
  • русскоязычная программа ЕМВА,
  • англоязычная программа МВА, проводимая совместно с Гренобльской высшей школой менеджмента (GGSM, France),
  • англоязычная программа ЕМВА, проводимая совместно с Антверпенской школой менеджмента (ASM, Belgium).

Согласно международных аккредитационных требований АМВА International и национальных требований НАСДОБР программы МВА должны иметь не менее 600 контактных часов. Это подразумевает продолжительность программы около 2-х лет. В этой связи средняя продолжительность программ МВА ИБДА - около 2-х лет.

РБК Исследования рынков: Укажите, пожалуйста, количество выпускников в 2015 и 2016 гг.?

В 2015 г. - 307, в 2016 г. - 318.

РБК Исследования рынков: Укажите, пожалуйста, общее количество выпускников с момента запуска образовательной программы MBA:

С учетом выпусков Высшей школы международного бизнеса РАНХиГС, которая вошла в состав ИБДА в 2013 году - более 28 тысяч человек.

РБК Исследования рынков: Укажите среднюю стоимость года обучения по программе MBA в текущем и прошлом году:

В 2015 г. - около 550 000, в 2016 г. - около 600 000 рублей.

РБК Исследования рынков: Кто является основными слушателями курса:

На программах МВА: менеджеры среднего звена средних и крупных компаний, собственники небольших компаний среднего бизнеса. Средний опыт работы - около 10 лет.

На программах ЕМВА: собственники бизнеса, высший менеджмент компаний среднего бизне-са, кадровый резерв крупнейших российских и зарубежных компаний. Средний опыт работы - около 20 лет; средний опыт управленческой работы на руководящих постах в компаниях и фирмах - 13-15 лет.

РБК Исследования рынков: Что является основной причиной, побуждающей слушателей курсов получить степень MBA - потенциальный рост по карьерной лестнице, престиж среди коллег, необходимость получения новых знаний в отдельных отраслях или др.?

Если перечислять, что является главным для большинства поступающих на программы МВА и ЕМВА, то получится такая лестница мотиваций:

  • Желание сделать более быструю карьеру, увеличить доходы;
  • Желание придать новый импульс развития бизнесу или начать новый бизнес;
  • Желание получить новые управленческие, предпринимательские и лидерские знания и навыки;
  • Желание структурировать полученный практический опыт, обменяться опытом с такими же успешными представителями бизнеса;
  • Желание расширить круг социальных контактов среди успешных и прогрессивных представителей бизнеса и менеджмента из разных отраслей и регионов;
  • Желание получить престижный диплом ИБДА РАНХиГС или известной зарубежной бизнес школы.

РБК Исследования рынков: Укажите, пожалуйста, средний возраст слушателей курсов MBA в вашей бизнес-школе:

34-36 лет; на программы МВА - 30-32 года; на программы ЕМВА - 39-40 лет.

РБК Исследования рынков: Кто является основными лекторами и наставниками в рамках программы MBA в вашей школе? Представлены ли иностранные лекторы в рамках обучения?

В программах постоянно принимают участие известные тренеры, консультанты, коучи и т.д. из Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Екатеринбурга, Калининграда, Минска, Вильнюса, Риги, Таллина и др.

Практически все преподаватели программ МВА и ЕМВА имеют опыт работы в бизнесе и управленческом консалтинге. На программе за два года выступают в среднем 10-12 представителей ведущих тренинговых компаний России, представители российской Ассоциации коучей, Европейской ассоциации коучей, Ассоциации корпоративных директоров.

На программах преподает свыше 20-и бизнесменов-практиков, окончивших программы МВА/ЕМВА ИБДА в предшествующие годы.

Мы благодарны за сотрудничество постоянно выступающим в ИБДА «гуру» тренингового и консалтингового рынка, таким, как Владимир Соловьев, Игорь Альтшуллер, Виталий Подольский, Тигран Арутюнян, Глеб Архангельский, Александра Кочеткова, Игорь Качалов, Александр Баринов, Виргиниус Кудротас, Наталья Долина, Марина Вишнякова и многим другим.  

Регулярно проводятся мастер классы ведущих зарубежных специалистов и известных российских бизнесменов и политиков (например, Герман Греф, Алексей Кудрин, Давид Карузо и др.).

На программах преподают преподаватели-практики из школ-партнеров: Антверпенской школы менеджмента (Бельгия) и Гренобльской высшей школы менеджмента (Франция), а также преподаватели из Болгарии, Латвии, Литвы, Эстонии, Италии, Словении, Монако, США, Испании и др. (в среднем, на долю зарубежных преподавателей приходится 15-20 процентов учебного времени).

РБК Исследования рынков: Отслеживаете ли Вы изменение уровня доходов Ваших выпускников: как он меняется?

Согласно данным опроса выпускников ведущих бизнес школ России, проводимом путем «краудсорсинга» в рамках «народного рейтинга» Лигой МВА России в течение последних 5-и лет выпускники ИБДА РАНХиГС демонстрировали наиболее быстрый карьерный и зарплатный рост по сравнению с выпускниками большинства других бизнес школ страны.

РБК Исследования рынков: Как Вы оцениваете влияние кризисных явлений в экономике на количество обучающихся?

На протяжении ряда лет в связи с кризисными процессами в экономике рынок программ МВА России сжимался. Достигнув своего пика в 2007 году, он к 2017 году в целом по стране сократился на 15-20 процентов. Однако, ведущие бизнес школы России сохраняют на рынке устойчивые позиции, благодаря ускорившемуся перетоку учащихся из более слабых бизнес школ в сильные. 

РБК Исследования рынков: Какие направления MBA-программ являются наиболее перспективными по Вашему мнению - отраслевые (в каких отраслях?), управленческие или др.?

Программы МВА обычно носят «дженералистский» характер. Поскольку все они должны дополнительно развить навыки практического менеджмента, предпринимательства и лидерства у людей, которые уже имеют солидный опыт работы в том или ином бизнесе.

С этой точки зрения, отраслевая МВА отличается от не отраслевой МВА спецификой производственных процессов, примерами из практики и проблемными ситуациями. Скажем так - это изменяет примерно 15% содержательного материала программы.

Большинство менеджеров и собственников, которых мы учим, нуждаются в структурировании их опыта, работе по выработке инновационных решений и обмене опытом с ограниченной привязкой к отраслевой специфике. Потому что программа МВА учит не инженеров и технологов, а менеджеров и лидеров, которые будут управлять другими людьми. Групповая динамика (поведение людей в группе), мотивация, командообразование, построение корпоративной культуры и т.п. имеют общую и универсальную природу. Это подтверждается стабильным спросом на хорошие программы МВА на рынке В2С.

Вместе с тем, если представители крупной или средней компании хотят, чтобы у программы МВА была отраслевая специфика, чтобы программа помогала решать сложные и реальные проблемы компании, чтобы при обсуждении были использованы примеры из практики компании, чтобы руководители курировали проекты, которые будут готовить учащиеся - такие программы ИБДА всегда готов разработать. Опыт подготовки отраслевых программ у ИБДА РАНХиГС огромный. Причем и с крупнейшими российскими и с зарубежными компаниями, такими как СБЕРБАНК, ГАЗПРОМ, ТНК-ВР, IBS, Майкрософт, РОСКОСМОС, РОССЕЛЬХОЗБАНК, Объединенная энергетическая компания и многие другие.

Однако надо учитывать, что настоящая отраслевая МВА требует серьезной разработки и ориентируется не только на сегодняшние потребности компании, а на смену парадигмы мышления менеджеров и руководителей, отработку умения принимать эффективные решения в условиях нехватки времени и информации, над развитием эмоционального интеллекта лидеров, над становлением навыков работы по системе Аджайл и др. Это сложнейший продукт, который нельзя кардинально в разы сократить, чтобы уложиться в 100 часов или в три месяца. Сделать короткую программу можно, можно назвать ее МВА. Но это будет не МВА.

РБК Исследования рынков: Какие каналы распространения информации (Интернет, СМИ и др.) Вы используете для привлечения клиентов?

ИБДА, как рыночная структура, использует в своих целях все известные виды рекламы и маркетинга. Однако, такие сложные и дорогостоящие продукты, как программы МВА/ЕМВА - причем не только с точки зрения денег, но и сточки зрения времени - невозможно продавать только через рекламное распространение информации в Интернете, СМИ и т.д.

Главный фактор набора на программы МВА/ЕМВА - это фактор доверия к бизнес школе, к ее преподавателям, к ее имиджу со стороны выпускников, которое передается их друзьям. Когда спрашиваешь людей, как Вы нас нашли, обычно наряду с перечислением статей в журналах, посещения сайтов, участия в социальных сетях, обязательно называют самый важный фактор: «расспросил друзей, которые у Вас учились раньше».

РБК Исследования рынков: Расскажите, пожалуйста, о своих планах по развитию:

ИБДА разрабатывает ряд программ, ориентированных на новые, прорывные технологии. Это направление ФинТех, это использование инструментария «биг дата» и «блок чейн», это возможности «нейромаркетинга» и другие.

Обсуждается (завершающая стадия) программа подготовки «мультифункциональных менеджеров», способных одинаково профессионально осуществлять проектную, предпринимательскую и управленческую деятельность как в рыночном бизнесе, так и в государственных компаниях, а если потребуется, и в органах государственной власти.

Мы работаем над программой МВА, ориентированной на совместное проектное обучение представителей бизнеса и курирующих органов региональной и муниципальной власти. 

Недавно мы вывели на рынок программу iМВА, где до трети учебного времени преподается с использованием возможностей Интернета и АйТи технологий. Это также адаптация под потребности потребителей. В первую очередь их нового поколения: представителей генераций Х, Y и Z.

Совместно с РОСАТОМОМ делаем программу, направленную на развитие маркетингового и предпринимательского потенциала средних менеджеров и инженерно-технического состава компании. Обсуждаем программу по кросс культурному менеджменту и активизации экспортной деятельности компании.

Мы думаем, как сделать программы МВА нашей бизнес школы более доступными в регионах, менее дорогими. И одновременно не растерять качество, которое накрапывалось десятилетиями, сохранить возможность тесного контакта наших учащихся с лучшими преподавателями-практиками России и постсоветского пространства.

Источник: http://marketing.rbc.ru/articles/14/06/2017/562950001171358.shtml




Подобрать программуБыстрый и легкий подбор программыОбратный звонокЗадать вопросEnglish version
Меню
Закрыть
Обратный звонок