17.09.2018

Интервью профессора ИБДА РАНХиГС С.В. Раевского касательно строительства Сахалинского моста.

Строительство моста с континентальной России на остров Сахалин является сложным проектом – считает заместитель заведующего кафедрой менеджмента Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС Сергей Раевский.

Путин поставил вопрос о Сахалинском мосте

Дело в том, что президент РФ Владимир Путин на полях Восточного экономического форума дал поручение своим советникам и профильным государственным службам проработать вопрос строительства моста, который свяжет остров Сахалин с континентальной Россией.

На самом деле, это старая идея, о которой снова заговорили в связи со скорым окончанием строительства Крымского моста.

Перед нами очень дорогой проект, который пройдет в гораздо более сложных морских, геологических и сейсмологических условиях, чем Крымский мост, поэтому стоимость реализации данного моста оценивается сегодня в значительные 540 млрд рублей.

Это обстоятельство, естественно, вызвало сомнения в целесообразности реализации данного проекта – например, на сегодня есть обоснованное мнение, что под этот мост в рамках современной экономики Дальнего Востока не найдется нужного количества грузов.

Другой вопрос, если бы все подобные проекты в России оценивались с точки зрения чистой окупаемости, то в нашей стране бы ничего не строилось в силу чрезмерной стоимости отечественных инфраструктурных и промышленных работ.

В сороковые годы под Татарским проливом хотели построить туннель

При этом, данный мост нужен России хотя бы из-за того, что Дальний Восток – это очень сложный регион с постоянным оттоком населения, который слабо развивается с экономической точки зрения. С одной стороны – это «ахиллесова пята» России, а с другой –  он в состоянии стать тем направлением, которое может вывести общее развитие страны на новый уровень.

Это стало актуально в той геополитической ситуации, когда у нас идет противостояние с коллективным Западом, причем, прежде всего, с его европейской частью, и начался поворот на Восток, который выражается и в таком политическом событии, как ВЭФ.

«У проекта данного моста очень большая предыстория, поскольку сразу после Великой Отечественной войны был поднят вопрос, что лучше здесь строить – туннель или мост. И, кстати говоря, первоначально в данном вопросе проводились изыскания по строительству туннеля под Татарским проливом на остров Сахалин. Впрочем, в пятидесятые годы внутриполитическая ситуация в стране резко изменились, и были выпущены на свободу сотни тысяч заключенных, и это важно, ведь туннель хотели строить силами ГУЛАГ», - заключает Раевский.

Здесь необходимо обратить внимание и на то обстоятельство, что Москва получила полный контроль над Сахалином только по результатам Второй мировой войны, поскольку с 1905 года по Портсмутскому мирному договору между Россией и Японией данный остров был разделен, и у нас был контроль только над его северной частью. Так продолжалось вплоть до капитуляции Японии.

Последние большие планы по Сахалину пришлись на пятидесятые годы

«Поэтому в пятидесятые годы вопрос строительства туннеля на Сахалин отошел в сторону, а ведь до этого восточному побережью Хабаровского края, а именно от Николаевска-на-Амуре до Советской гавани, уделялось очень большое стратегическое внимание. В частности, в Советской гавани планировалось строительство огромного завода для производства военно-морских кораблей для нужд Тихоокеанского флота, причем работы там начались, и на сегодня даже сохранились фундаменты данного сооружения», - констатирует Раевский.

Эти проекты были прекращены на начальной стадии реализации по той причине, что изменилась обстановка, как внутри Советского Союза, так и за его пределами, что привело к решению Москвы по отказу от целого ряда стратегических начинаний.

«Точно также дело произошло и с туннелем под Татарским проливом, который планировалось создать в военных целях, чтобы прочно связать Сахалин с континентальной территорией РСФСР. В дальнейшем данная история отошла на задний план, хотя в девяностые годы министр путей и сообщения Николай Аксёненко ее очень активно продвигал», - резюмирует Раевский.

Как замечает эксперт, с точки зрения сохранности и времени доставки грузов мост на остров Сахалинский мост был бы целесообразен, поскольку существующая паромная переправа с континентальной России в данный регион носит непостоянный характер.

Экономика Сахалинского моста носит неоднозначный характер

«Там частые шторма, из-за чего переправа постоянно прекращается, а грузы скапливаются либо на Сахалине, либо в Советской гавани, поэтому мост мог бы стать эффективной заменой существующей транзитной линии Ванино-Холмск», - заключает Раевский.

В то же время, подобный проект должен быть эффективен с экономической точки зрения. Ведь мост – это такой инфраструктурный проект, который должен давать улучшение с точки зрения логистики доставки грузов. И технико-экономическое обоснование здесь проводится на основании объемов тех грузов, которые могут быть доступны для такого сооружения.

«Соответственно, стоит строить данный мост только в том случае, если объем грузов с острова и на остров будет увеличиваться, что в принципе возможно, учитывая те проекты по освоению полезных ресурсов, которые сегодня реализуются на Сахалине. Впрочем, все это нужно просчитывать, но если проект почти наверняка не сможет окупиться в течение ближайших 20-30 лет, его целесообразность с точки зрения реальной экономики будет крайне сомнительной», - констатирует Раевский.

Впрочем, как замечает Сергей Васильевич, в этом проекте присутствует и военно-политический момент, который может здесь сыграть решающую роль, особенно учитывая рост внимания Москвы к такому региону, как Дальний Восток.


У государства есть причины сделать ставку на Сахалинский мост

«Ведь геополитические моменты иногда могут перевесить экономические выгоды. Очевидно, что если этот мост будет построен, то Сахалин получит устойчивую и всепогодную связь с материковой частью России», - резюмирует Раевский.

В случае строительства моста положение Сахалина в рамках Российской федерации улучшится на несколько порядков. И это станет залогом, как экономического, так и социального развития данного региона. Ведь не секрет, что у жителей этого острова есть ощущение определенной оторванности от остальной России вследствие отсутствия постоянного транспортного сообщения.

Поэтому строительство Сахалинского моста важно не только с экономической, военной и политической точек зрения, но и с социальной, поскольку позволит улучшить положение населения данного острова и даст ему стимул к своему развитию в этом регионе.

«Таким образом, здесь есть три позиции. Во-первых, финансово-экономическая составляющая – необходимо точно понять и просчитать этот компонент. Во-вторых, геополитический момент – это политическая ситуация на Дальнем Востоке вместе со всеми нашими проблемами стратегического характера. В-третьих, это социальная составляющая, поскольку строительство этого моста, совершенно точно, качественно улучшит жизнь жителей острова Сахалин, и это также очень важно», - заключает Раевский.

Решение по этому мосту должно приниматься при учете совокупности этих трех факторов. И здесь очень даже возможно, что с точки зрения финансов данный проект не будет должным образом обоснован, но это отнюдь не значит, что его не нужно реализовывать.

«Просто есть вещи, которые финансово не просчитываются, но имеют серьезную социальную и геополитическую составляющую. Поэтому государство вполне может пойти на создание такой переправы», - констатирует Раевский.

Источник




Подобрать программуБыстрый и легкий подбор программыОбратный звонокЗадать вопросEnglish version
Меню
Закрыть
Обратный звонок