01.06.2017

"Что придет на смену привычному стратегическому планированию?" Интервью директора программы Executive MBA Ашота Сеферяна

«Формулирование мечты, её четкое видение, а затем правильная постановка целей и задач её достижения», - считает  Директор программы Executive MBA Института бизнеса и делового администрирования (ИБДА) Российской Академии Народного Хозяйства и Государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС) Ашот Сеферян.

"Сейчас мы переживаем четвёртую индустриальную революцию. В мире постоянно что-то меняется. Мы просто пока не совсем понимаем, что именно"

Такова точка зрения Ашота Сеферяна. Тем не менее он полагает, что не следует волноваться по поводу отсутствия определенности в деловом мире, и что возможно именно данная ситуация подтолкнёт Школы бизнеса и её слушателей к активным изменениям.

Неопределенность определённо (и в этом заключается вся ирония) является отличительной чертой жизни современного человека. Любой технологический прорыв, геополитические потрясения, радикальные изменения вкусов и поведения потребителей и множество прочих факторов оказывают сильнейшее влияние на повседневную жизнь человека в последние годы, и это вполне способно подорвать даже самую продуманную бизнес-стратегию.

В чем суть этой самой неопределённости и как лидерам искать пути её преодоления? Что такое стратегические сценарии и как менеджерам подготовиться к возможному возникновению нестандартных ситуаций? Как корпорациям следует строить межфункциональное сотрудничество в рамках многоотраслевых проектов? Какие шаги наиболее эффективны в ситуации постоянно меняющихся экономических условий? Что такое глобализация и как она влияет не только на международные компании, но и на локальные институты?

Именно эти вопросы обсуждают, исследуют и  стремятся найти на них ответы слушатели программы Executive MBA ИБДА РАНХиГС.

Программа была запущена в 2001 году, и весной 2017 года была набрана уже 45-я группа слушателей. Все эти годы, программа была сфокусирована на вопросах стратегического менеджмента. Однако, Ашот Сеферян одним из первых осознал, что руководству бизнес-школ необходимо принять тот факт – и даже радоваться этому –  что стратегия в том виде, в котором мы её знаем, - это, возможно, уже удел прошлого.

Экономика – вещь довольно изменчивая, во многом ввиду происходящих с невероятной быстротой стремительных изменений на глобальном и локальном уровне», - поясняет он. «Возьмём, например, те же технологии. Мог ли кто-нибудь вообразить даже 10 лет назад, насколько прочно интернет войдёт в нашу жизнь? Каких-то 8 лет назад социальные сети были своего рода «развлечением» для продвинутых пользователей, теперь же мы не представляем свою жизнь без них. Когда-нибудь в будущем кто-то придумает название для той эпохи, что мы сейчас  переживаем. Ну как это было с  термином «средние века», который стал описанием событий, происходивших в тогдашней Европе на протяжении огромного временного отрезка в несколько веков.

Пять лет назад никто не мог даже предсказать возможность Brexit – выхода Великобритании из Евросоюза. Мы о подобных вещах даже не задумывались. Изменения сегодня происходят с огромной скоростью, гораздо быстрее, чем в прошлом, и планирование очень часто становится просто бессмысленным.

"Глобализация – это не просто размывание границ в буквальном смысле слова, но также размывание границ сознания и мышления, и руководители Школ бизнеса должны четко осознавать данный факт."

Подобная точка зрения хорошо знакома большинству наших читателей. Но, несмотря на то что парадокс, о котором говорит Сеферян, это обычное дело для бизнес-школ, предлагаемое им решение выглядит неожиданным и убедительным.

Гуманитарные науки

Двадцать пять лет назад бизнес образование в основном фокусировалось на менеджменте, экономике, работе с кадрами, финансах или маркетинге. Предполагалось, что, соединив это все воедино в рамках программы, мы даем слушателям полное представление о мире бизнеса изнутри. Сегодня этого уже недостаточно. Скажу больше, отчасти это бесполезно.

Границы между «управлением» и «поведением» размылись, социальная среда постоянно меняется и, что более важно, она оказывает сильное влияние на бизнес-образование. Руководители Школ бизнеса должны беспокоиться не о том, как интернет влияет на бизнес, а смотреть на проблему значительно шире. А именно, как интернет влияет на всю нашу жизнь, потому что жизнь и работа более не ограничиваются стандартным девятичасовым рабочим днём и графиком 5/2.

Жизнь бизнесмена сегодня не замыкается на работе. Она многогранна и разнопланова и продолжается и после окончания рабочего дня. Школы бизнеса должны учитывать  фактор разноплановости интересов своих слушателей и адаптировать под это свои программы. Они должны включать в себя социальные и гуманитарные науки, а также учитывать экологические  и иные факторы окружающей нас среды.

В рамках программы Executive MBA ИБДА РАНХиГС  мы пытаемся  соединить бизнес и гуманитарные науки,  приглашая режиссеров и писателей, историков и социологов, которые делятся со слушателями своим видением современного мира.

"Какие уроки по стратегии, лидерству и этике можно почерпнуть в произведениях Толстого, Достоевского, Шекспира или Чехова?"

В рамках этих дискуссий, слушатели узнают о том, что стратегия и видение является важнейшим элементом не только бизнеса, но и других областей жизни. Как гении изобразительного искусства Леонардо Да Винчи или Микеланджело, Шагал или Айвазовский тратили месяцы и даже годы на осмысление и планирование деталей при создание своих шедевров. Какие уроки по стратегии, лидерству и этике можно почерпнуть в произведениях Толстого, Достоевского, Шекспира или Чехова? То же касается и исторической социологии. Слушателям очень важно понять, почему одни страны успешно преодолели процессы модернизации, а другие нет. Какое влияние оказала глобализация на Россию, были ли в нашей истории примеры успешных модернизационных проектов  и что мы можем вынести из них для сегодняшнего дня.

Бизнес-мечтатели

«Мы стремимся создать поколение мечтателей», - с улыбкой говорит он. «Если у вас нет мечты, у вас нет ничего. Только мечтатели способны изменить мир. Мечта рождает идею, а идея рождает миссию, со всеми её «скрепами» в виде честности и этичности. Мы понимаем, что бизнес имеет свое Видение, но Мечта куда глубже.»

Давайте вспомним известное выссказывание борца за гражданские права Мартина Лютера Кинга. Он ведь не говорил: «У меня есть миссия!». Напротив, он заявлял: «У меня есть МЕЧТА!»

"Бизнес-школы должны способствовать тому, чтобы их слушатели становились мечтателями."

Ашот Сеферян считает, что слушатели MBA, которые умеют мечтать, станут теми, кто сможет изменить что-то к лучшему и в реальной жизни, ведь мы все мечтаем по-разному.

Это раньше сильнейший съедал слабого. Сегодня побеждает самый быстрый. Мир меняется быстрее чем  бизнесмены успевают собрать стратегическое совещание Совета Директоров или мы в Школе бизнеса делаем ре-дизайн наших программ. И впереди нас ждут еще большие изменения. И это должно находить отражение в наших образовательных программах. Все самые значительные инновации зачастую самые радикальные. 

Ответственное управление

Говоря о бизнесменах, Ашот Сеферян полагает, что они конечно должны быть честными и этичными. Но он считает, что мы должны трактовать эти понятия «значительно шире».

Бывший президент США Джон Кеннеди однажды сказал: «Не спрашивайте, что ваша страна может сделать для вас, спросите, что вы можете сделать для своей страны». Это очень правильное и важное утверждение для деловых людей. Бизнес-лидерам необходимо быть вовлечёнными в общественные социальные программы.

«Мы стараемся набирать очень диверсифицированные учебные группы на программе  Executive MBA, представляющие разные регионы страны и сопредельные страны. Слушатели должны научиться понимать менталитет и устремления друг друга. Они должны быть мотивированы к личным изменениям, которые они в дальнейшем смогут перенести на окружающую действительность. Программе Executive MBA старается изменить их мышление, с тем, чтобы они перестали думать только категориями денег и расширяли горизонты своего видения, что неминуемо отразится на их карьере.»

Именно поэтому Ашот Сеферян считает, что традиционные требования АМВА к опыту работы слушателей не менее 3-х лет являются явно недостаточными, по крайней мере для слушателя Executive MBA.

«В ИБДА РАНХиГС мы требуем обычно 5-7 лет опыта работы, а наш типичный слушатель программы Executive MBA имеет обычно 15-18 лет опыта работы и не менее 7 лет опыта на руководящей должности. Они приходят не только для того, чтобы получить новые знания, но и поделиться своим опытом . Слушатели в аудитории ожидают, что мы будем скорее вести дискуссию, нежели читать им лекции. Они хотят представить свои идеи коллегам по программе, обсудить их вместе с ними. Они хотят понять, работают ли их идеи – скажем маркетинговые планы – также хорошо в Азии, как и в Европе. Они приходят не за тем, чтобы получить знания. У них их достаточно. Они приходят делиться своим опытом.»

Нарушая баланс

Не прекращаются дискуссии  о соотношении практических и теоретических знаний на программах, роли интерактивного обучения, когда слушатели более активно вовлечены в образовательный процесс. Все это напрямую связано как с  комплектованием группы слушателей, преподавательским составом школы, местонахождением, структурой программы, так и с взаимоотношениями Школ бизнеса как с самим бизнесом, так и обществом в целом.

«Кто они наши преподаватели? Это должны быть университетские профессора или практикующие бизнесмены?» - задает сам себе вопрос Ашот Сеферян. И тут же отвечает: «Перевес в ту или иную сторону был бы ошибкой. То же самое относится и к соотношению между отечественным и зарубежным опытом. В нашем случае слушатели должны уметь применять зарубежный опыт и знания в российской действительности и понимать, как их партнеры за рубежом ведут себя в похожих ситуациях. Программа помогает обрести друзей и коллег, делиться с ними идеями и находить  ответы на новые вопросы.»

Постоянные вызовы

Говоря о роли руководителей Школ бизнеса в адаптации к вызовам этой самой «четвертой индустриальной революции»,  Ашот Сеферян считает, что она состоит в том, чтобы возглавить эти изменения в бизнесе, нежели реагировать на них.

Как лидерам бизнес образования, нам приходится постоянно отвечать на вызовы бизнес среды, ведь мы находимся внутри нее. И нам приходится постоянно обучаться и гибко реагировать на изменения среды и оперативно вносить требуемые изменения в тот специфический продукт, который мы предлагаем рынку.

Мы не можем просто обучать, используя лишь кейсы. Мы должны применять современные образовательные инновации. Конечно, аудиторные занятия будут продолжать играть немаловажную роль в образовательном процессе, но новые технологии серьезно трансформируют его, и смешанное (Blended) обучение будет играть ключевую роль в новой образовательной среде. Многие существующие профессии уйдут в прошлое в ближайшие 10, а возможно и 5 лет. В итоге мы окажемся в условиях совершенно нового этапа становления системы образования.

Возвращаясь к проблеме неопределенности, Ашот Сеферян высказывает некоторые сомнения в том, насколько Школы бизнеса готовы к роли инкубаторов по подготовке лидеров будущего. Возможно ли вообще стратегическое планирование в условиях неопределённости и постоянных изменений?

Конечно, программы должны состоять из определённого числа базовых дисциплин, но поскольку  бизнес-образование должно меняется, то процесс преподавания специализаций, в нашем случае -«стратегии», должен предполагать обсуждение в аудитории в малых группах, с разных точек зрения и под разными углами.

Мы знаем, что  изменения неизбежны, трудно предсказать будущие условия, но нам все равно необходимо смотреть вдаль и постараться научиться видеть «лес за деревьями». Говоря о России, нам есть чему поучиться у наших соседей (в первую очередь у Китая) и сделать соответствующие прогнозы относительно того, какие нововведения изменят нашу жизнь.

В сегодняшних условиях долгосрочное планирование стало крайне затруднительным. И если в прошлом оно играло ключевую роль, то сегодня эта роль во многом перешла к Мечтам, Видению и Целям.

Взгляды Ашота Сеферяна схожи с идеями бизнес-гуру Питера Друкера, который является автором знаменитой фразы «культура поедает стратегию на завтрак». Он полагает, что мы живем в эпоху изменений, неразберихи и неопределенности. И эта действительность очевидно смогла оказать воздействие как на стратегию бизнес-школы, так и на сами бизнесы, к управлению которыми они готовят своих слушателей.

Нет четкого ответа на вопрос, как осуществлять планирование. Но по мнению Сеферяна создание новой культуры, способной оперативно действовать в условиях неопределенности, культуры, в которой мечта последовательно превращается в идею и затем в цель – вот то, что должно стать фундаментом стратегии бизнес-школы.

«В своей стратегии мы часто останавливаемся на уровне целей, так как руководители никогда не знают, что ждет впереди. Именно поэтому Школы бизнеса должны развивать у своих слушателей Видение, и готовить их к тому, что движение вперед и развитие должно быть постоянным и быстрым процессом. Такова специфика нашей действительности, и изменить её не в наших силах. Но мы можем извлечь из этого пользу.»

"На самом деле я смотрю в будущее с оптимизмом. Несмотря ни на что, я продолжаю верить в успех…"

Оригинал статьи на английском в PDF

По материалам интервью
Директора программы Executive MBA Ашота Сеферяна
для специального издания Association of МВА (AMBA), май 2017




Подобрать программуБыстрый и легкий подбор программыОбратный звонокЗадать вопросEnglish version
Меню
Закрыть
Обратный звонок