Учиться нужно всегда и постоянно, потому что любые знания моментально устаревают. Если говорить о багаже основных знаний, навыков, анализе своего опыта, то программа MBA здесь сыграла серьезную и позитивную роль.

Дмитрий Сендеров, генеральный директор коммуникационной группы STRONG, выпускник программы MBA

«Кризис — это другое состояние бизнеса»

Дмитрий Сендеров, генеральный директор коммуникационной группы STRONG, крупнейшего независимого рекламного агентства в России. Входит в TOP-20 рекламных и креативных агентств «ART UNION» и «NEWIDEAS». Среди клиентов — Microsoft, Mary Kay, Lacalut, Bridgestone, UNION PAY, Останкино («Папа может»), макароны Щебекинские, Агрокомбинат «Московский«, «Увелка» и многие другие компании и бренды. Дмитрий закончил программу MBA ИБДА РАНХиГС в 2005 году.

Как отразился кризис на рекламном бизнесе? Почему спокойствие — главное качество руководителя? Кому противопоказано идти учиться на MBA? Почему в современном мире выживают не умные и сильные? Об этом и многом другом в нашем интервью.

Дмитрий, а вы почувствовали кризис? Он затронул вашу компанию?

Кризис коснулся всех, но по-разному. Для многих российских компаний кризис — это другое состояние бизнеса. Они работают по принципу: «Это наша земля, нам отступать некуда. Кризис или не кризис, мы должны делать деньги. Здесь и сейчас». Я бы перестал говорить про кризис, просто нужно понимать, что мы теперь работаем в новых условиях, в новой реальности. То, что было раньше, осталось позади.

Сегодня я вижу тенденцию к возвращению рекламной активности и увеличению рекламных бюджетов. Без рекламы в кризис сложнее продвигать свой продукт, нежели в спокойное время. Никто из наших клиентов в кризис не уменьшил рекламные бюджеты. Они используют кризис как возможность захвата новых рынков и возможность для продвижения новых брендов, увеличения объемов продаж.

Имя, репутация, опыт прошлых кризисов, мобильность очень помогают нам работать сейчас. Мы научились быстро меняться, вносить изменения в зависимости от изменений в бизнесе наших клиентов, от условий среды. Самое важное — понимать клиента. Когда вы говорите на одном языке, всегда легче проходить непростые времена. Что интересно: сейчас все чаще и чаще к нам стали обращаться и компании B2B сегмента—- мы делаем для них корпоративные фильмы, фирменный стиль и много еще интересного. Это меня очень радует!

Какие качества нужны руководителю, лидеру?

Первое — внутреннее спокойствие. Это часто называют стрессоустойчивостью, но мне этот термин не нравится. Мне нравится — внутреннее спокойствие. Вокруг тебя все крутится, вертится, меняется. Возникают новые вызовы и задачи. Вокруг люди со своими вопросами и проблемами. Если нет своего внутреннего стержня, начинаешь тратить слишком много нервов на решение тактических задач. Если трудности выводят из себя, сложно концентрироваться на глобальных вещах. Второе — умение общаться с людьми. У нас клиентских бизнес, без этого никак. Третье — драйв, энергия. Это то, что двигает тебя вперед!

Как сохранять спокойствие?

Реклама — бизнес, в котором каждый день происходят разные интересные вещи! То по вине телеканала ролик не вышел, то клиент решил изменить давно утвержденную стратегию, то у креативных сотрудников просыпается «синдром гения» или «обиженного художника». Ко всему надо относиться выдержанно, спокойно, сохраняя внутреннюю ответственность. Когда руководитель начинает дергаться и психовать, это передается сотрудникам. Если в сложной ситуации ты спокоен и уверен в себе, то другие пойдут за тобой и вы вместе решите любые проблемы.

Как вы понимаете, что в бизнесе что-то идет не так?

У каждого бизнеса есть свои критерии. Первый признак, конечно, если начинают уходить клиенты. Он мог уйти и не по твоей вине: например, рядовой сотрудник с ним плохо поговорил. Но это уже серьезный звоночек.

Второй признак — если начинает хромать дисциплина. Со стороны кажется, что реклама — это бизнес бородатых хипстеров в клетчатых рубашках и дырявых джинсах. Но нет, это большой жесткий, структурированный бизнес. И внутренняя дисциплина и рядового сотрудника, и руководителя занимает важное место. Мне в этом сильно помогла служба в пограничных войсках. Эти два года хорошо научили дисциплинированности. Когда ты сам как руководитель не до конца понимаешь, что у тебя в компании происходит, нужно самостоятельно или с помощью других специалистов разобраться, понять, что идет не так и почему.

Третий признак — великость руководителей - когда люди заработали неплохие деньги и у них сносит башку от своих побед и важности. В этот момент их ждут самые большие сложности.

Какие ошибки своих сотрудников не прощаете?

Кроме предательства интересов компании, любую ошибку можно простить. Все люди могут ошибаться. Нет бизнеса без ошибок. Ненормально эти ошибки повторять.

На какой специализации MBA вы учились?

«Маркетинг и управление продажами».

В какой момент решили поступать?

В то время я уже руководил агентством несколько лет, это мой бизнес. Потом понял, что мне не хватает знаний, чтобы общаться с клиентами наравне — экономических знаний и бизнес-понятий. По первому образованию я закончил ВГИК, Институт кинематографии, у меня гуманитарная профессия «Режиссер документального фильма». Я снял несколько документальных фильмов, некоторые получили призы на международных фестивалях. Потом учился в Лондоне, на BBC: тоже изучал кино- и видеопроизводство,рекламу. А бизнес-знаний у меня не было. Был опыт, но его нужно было систематизировать, чтобы двигаться вперед.

Какие цели ставили перед обучением?

Цель одна — развитие, нельзя стоять на месте. Перейти на новый этап в своем развитии и развитии бизнеса.

А получилось? Как вы поняли, что достигли?

Учиться нужно всегда и постоянно, потому что любые знания моментально устаревают. Если говорить о багаже основных знаний, навыков, анализе своего опыта, то программа MBA здесь сыграла серьезную и позитивную роль.

А как выбирали программу?

Я всегда серьезно подхожу к выбору всего. Для меня было важно несколько факторов — адекватность программы тому, что мне нужно, адекватность людей, которые на этой программе работают, польза, которую я для себя смогу получить за свои деньги.На MBA ИБДА я встретил понятную, четкую, интересную программу и отличную работу менеджеров и преподавателей. Те обещания, которые мне были даны и тот рисунок пользы, который я увидел изначально, — всё оправдалось.

А сейчас, в кризис, вы рекомендуете идти на MBA?

Безусловно. Инвестиции в себя и свое развитие — самые главные инвестиции, которые вы делаете. Вы можете купить машину, которая устареет через несколько лет.Вы можете купить дом или квартиру, но не факт, что ваши вложения приумножатся. Инвестиции в себя, свои знания и навыки — это то, что никто никогда не отнимет, то, что в любой ситуации поможет, чем бы ты ни занимался.Сложное время — лучший момент, чтобы идти учиться и инвестировать в себя.

Какие предметы на MBA запомнились?

Мне очень понравились курс Александры Игоревны Кочетковой, кросс-культурный менеджмент Сергея Павловича Мясоедова, экономический курс Александра Николаевича Чеканского, макроэкономика Станислава Николаевича Ивашковского. Уже 11 лет прошло со дня, как я закончил МВА, но всех этих преподавателей прекрасно помню.Спасибо им!Иногда открываю свои записи и нахожу очень интересные мысли.

А с выпускниками общаетесь, которые с вами учились?

Да, конечно. И очень ценю эти отношения - дружбы и взаимопомощи.

На MBA ИБДА приходят руководители из разных отраслей. Вам это как-то помогло?

Да, ты узнаешь как что работает в других компаниях, смотришь на бизнес-процессы с другой точки зрения. Реклама — сплав творчества и бизнеса, креатива и экономики. Лучшие рекламные решения рождаются, когда есть одно и другое. Я любопытный, мне все интересно. Это бесценная информация, когда из первых уст получаешь знания и опыт - положительный и отрицательный - который не получишь нигде больше.

Как изменились результаты компании после окончания программы?

Это вопрос скорее философский, нежели экономический. Как считать результаты? В деньгах, в системе управления, в количестве новых клиентов? Безусловно, я стал более системно подходить ко всем бизнес-процессам, лучше их понимать, мне стало легче общаться со своими клиентами.

Кому не нужно идти на MBA?

Есть две категории. Первая — руководители с небольшим практическим опытом. У нас в группе учился один такой парень . На предмете «Техника ведения переговоров» мы тренировались в жестких переговорах. Этого парня, умного, но без бизнес-опыта, довели до слез, он реально плакал, так как был не готов к таким вещам. Чтобы программа легла на правильную почву и помогла двигаться в правильном направлении, нужен опыт работы в бизнесе. Только после этого имеет смысл идти на MBA. И вторая категория— люди, которые считают, что все знают. Они сидят, скрестив руки на груди, и взирают на все свысока. Они не готовы принимать новую информацию.

Чем отличается руководитель с MBA от руководителя без MBA?

Если у руководителя кроме степени MBA за спиной и в голове нет ничего, то это не руководитель. MBA работает только тогда, когда знания накладываются на личный опыт, личную ответственность, свои наработки, понимание бизнеса и людей. Понимание того, как зарабатываются деньги. Если этого нет, то никакой MBA не поможет. Мы знаем случаи, когда выпускники-отличники элитных международных бизнес-школ приводили компании к краху.MBA - не панацея для успешного бизнеса. MBA — инструмент, который, ложась на правильную почву, помогает развивать бизнес, зарабатывать, развиваться самому.

Вернемся к вашей работе. Реклама на телевидении еще эффективна?

Мне очень часто задают такой вопрос. Реклама на телевидении по объему затраченных денег стоит на первом месте, и в России, и в мире. Были прогнозы, что к 2015 и 2016 году объем рекламы в Интернете обгонит телек, но нет, на ТВ рекламу рекламодатели пока тратят больше. Все зависит от товара, от маркетинговых целей, от аудитории. Есть очень успешные бренды, где слово ”интернет” находится под запретом, они не тратят на интернет ни копейки. При этом есть огромный пласт людей, которые не смотрят телевизор. Мы это прекрасно знаем. Мы знаем о потребителях и покупателях больше, чем вы можете представить. Но вместе с этим существует огромная категория потребителей, для которых телевизор — основное медиа.

И сегодня мы идем по такому длинному мосту. С одной стороны — это все, что связано с цифровыми технологиями. С другой стороны — традиционные виды рекламы, эффективность которых никто не отменял.

Расскажите о своем опыте преподавания: чему и где вы учите?

Я много преподаю, читаю лекции и семинары о рекламе, плодотворно сотрудничаю с ИБДА. В августе вышло очередное издание моего учебника «Реклама. Теория и практика». Он был признан лучшим изданием по рекламе Ассоциацией коммуникационных агентств в России. Больше половины студентов в России учатся по моему учебнику.Если кому из выпускников МВА ИБДА захочется его почитать - пишите, подарю. Абсолютно серьезно! Преподавание — хобби, к которому я отношусь серьезно. Еще я провожу семинар «Еврейские законы больших денег».Среди моих клиентов много евреев. Мне стало интересно, почему среди богатейших людей планеты большой процент евреев. В результате и родился такой семинар.

Вы по первому образованию — режиссер. Вы режиссируете ролики своей компании?

Первые ролики на заре рекламной юности я снимал сам, как режиссер и даже сам их озвучивал. Сейчас для этого нет времени, но я всегда стараюсь участвовать в креативном процессе, в мозговых штурмах, когда мы отбираем идеи и стратегии.

Как приходят идеи для роликов? Смотрите зарубежные референсы?

Я об этом рассказываю на своем семинаре по рекламе: как создать продающую креативную идею. Много разных подходов: это и озарение, и мозговые штурмы, и специальные игры.Нет универсального способа, как найти лучшую идею. Та идея, которая сегодня кажется гениальной, завтра не сработает. Ролик, который получил много призов на фестивалях, зачастую бесполезен с точки зрения увеличения продаж.И главная задача профессионального рекламного агентства — создавать ту рекламу, которая будет продавать.Несколько лет назад я создал отдельную креативную компанию NEW IDEAS, которая объединила лучших специалистов по разработке креатива - мы разрабатываем стратегии, сценарии, слоганы, имиджи, названия. Жизнь показала, что хороший креатив очень помогает продавать!

Какие уроки вы вынесли из ведения бизнеса?

Нужно получать кайф от того, что ты делаешь, это самое главное! В нашем мире выживает не самый сильный и умный. Выживает тот, кто лучше приспосабливается к постоянно изменяющимся обстоятельствам. Это мысль Дарвина, я услышал ее на программе МВА и она мне очень понравилась. Любой бизнес — риск и неопределенность. Вы спрашивали, что позволяет сохранять спокойствие. Так вот, это понимание, что бизнес — риск и неопределенность. Если ты хочешь, чтобы все было распланировано и четко обозначено, не надо идти в бизнес.

Ты продумываешь шаги, которые необходимо сделать, выкладываешься, опираясь на свой опыт, интуицию и понимание бизнеса и дальше запускаешь механизм, где не всё зависит от тебя.Ты понимаешь, что риск и неопределенность — две вещи, которые идут нога об ногу вместе с тобой. Когда это понимание приходит, легче двигаться вперед, преодолевать трудности и побеждать!



Подобрать программуБыстрый и легкий подбор программыОбратный звонокЗадать вопросEnglish version
Меню
Закрыть
Обратный звонок