02.07.2020

Ветер перемен

Времена меняются, как и ожидания от участников рынка. То, что эффективно работало вчера - объективно уже не даст прежнего эффекта, и необходимо менять не столько сами инструменты, сколько подход к ним. И в этом нет ничего удивительного, мы наблюдаем естественную эволюцию, развитие как рынка, так и самого бизнес-сообщества.

Конкуренция, возрастая, сначала “сравнивает” производимый продукт по абсолютным показателям: например, возводимые дома по степени соответствия всем ГОСТам и СНИПам. Но когда участников рынка, соответствующих всем требованиям становится больше, то начинается следующий уровень конкуренции: между лучшими. И продажи будут у того, кто, как ни каламбурно будет звучать - лучше продаст. Понятно, что продаст не сам лично, но организует процесс “от и до”. Передаст (во многом личным примером и энергией) свой рабочий ДНК сотрудникам, научит их находить и искренне слышать клиента, выстраивать с ним переговоры, выращивать в себе ту самую неуловимую, но так подкупающую “харизму”.

Сквозное изменение бизнеса и работа с современным рынком труда

На рабочие места все больше выходит новое поколение, которое подчиняется иным логическим установкам, при этом обладая своим потенциалом. И с ними нужно работать. И можно, однако, для этого потребуется новый взгляд и уход от привычных систем мотивации и управления. В большинстве отраслей бизнеса все больше будет проявлять себя “гостинг” на младших позициях, при этом как правило - это основной фронт работы с клиентами. При таком потоке просто не останется возможности так тщательно обучать персонал hard skills, и для приема на “мобильные должности” однозначно на первое место выходят soft skills, с которыми необходимо уметь работать. И да, к soft skills также применим системный подход. Но чтобы уметь адаптировать бизнес-процессы, менять их, сперва нужно поменять себя - развить гибкие навыки.

Все это и есть soft skills. Никто не говорит, что hard забыты, ни в коем случае. Они все также необходимы, однако все больше растет и достаточно давно дает о себе знать необходимость еще одной “надстройки” - обширного блока гибких навыков. В этой статье мы разберем по полочкам разницу между типами навыков, их влияние на карьеру и пути развития.

1hardsoft.jpg

Что такое hard skills

Долгое время “навыками и компетенциями” считались именно те факторы, которые сегодня уже принято называть hard skills. Причем “hard” - вполне закономерное название, учитывая их специфику:

  • Можно обучить по строго определенному алгоритму, количественно.
  • Возможно проверить путем стандартного экзамена.
  • Легко можно отследить и измерить прогресс hard-навыка.
  • Чаще всего эти навыки не меняются с течением времени или вносятся минимальные коррективы (например, обучение математическим вычислениям и статистике производится одинаково на протяжении многих десятилетий и даже сотен лет, или же обучение вождению проводится по одному и тому же алгоритму и принципам).
  • Как правило, для hard-skills есть четкие градации и возможно определить уровень. Например, уровень знания английского или разряд в рабочих профессиях.

Hard skills - это своеобразный “фундамент” карьерного пути, своего рода “база”, на которую со временем, опытом и при определенном складе ума или обстоятельств наслаиваются soft skills.

Что такое soft skills и в чем разница

С Soft skills совсем другая история. Если ранее под “навыками” в целом определялось именно “hard”, то сегодня уделяется все больше внимания как самой концепции деления навыков на hard и soft skills, так и акценту на превалирующую важность именно гибких навыков перед прочими.

Soft-навыки - это, если можно выразиться, более “тонкая материя”. Их гораздо сложнее идентифицировать и практически невозможно напрямую измерить. Этим общим определением называется скорее комплекс навыков, которые не связаны с конкретной профессиональной областью, эдакие “жизненные навыки”. Но именно они отвечают за производительность работы, за скорость и качество решаемых задач.

Если посмотреть на отличительные качества soft skills, то они довольно ярко отличаются от привычных и “понятных” твердых компетенций. Особенно заметна разница между hard и soft skills по ряду параметров:

  • Soft skills в подавляющем большинстве случаев невозможно освоить “по книжке”, удаленно или самостоятельно, для этого нужны живая практика и общение, много общения.
  • Также достаточно ярко прослеживается разница с hard skills в моменте непостоянства. “Хард скиллз” остаются одинаковыми вне зависимости от, например, места работы носителя этих навыков. Условно, слесарь - он везде слесарь. А вот применение и правила soft skills (о них поговорим ниже) чаще всего трансформируются в зависимости от ситуации или компании.
  • Сфера использования этих навыков не ограничена профессиональной сферой, они не “кладутся на полку” по окончанию рабочего дня.
  • Этими навыками сложнее овладеть, их сложнее “пощупать” и измерить. Согласитесь, нетривиальная задача - сравнить “личные качества” двух людей. Однако именно soft skills определяют выбор между двумя кандидатурами, равными по прочим профессиональным компетенциям. А чем выше должность, тем более определяющим фактором будет именно soft skills. Однако же - все возможно, главное - подобрать профессионального ментора, окружение и собственную цель.

Переговорные, лидерские качества, навыки self-менеджмента и системного мышления, управленческие способности - это не прикладной предмет, а часть вас. Именно поэтому их относят к социально-психологическим или также социально-коммуникативным навыкам, представляющими эдакое окно связи и воздействия на внешний мир для своего носителя.

Однако это инструмент не только взаимодействия с внешним миром, но и условие внутреннего роста: ведь управление эмоциями и стрессом, рефлексия, правильное целеполагание - это также одна из сторон soft-skills. И конечно же, навыки предпринимателя. Как и та самая легендарная “чуйка” - ни что иное, как одна из ипостасей soft skills - переваренный и применяемый опыт.

Наибольший прыжок в развитии soft skills для управленцев, дающий впоследствии ощутимый шаг по карьерной лестнице, достигается на курсах MBA в хорошей бизнес-школе. При этом крайне важно выбрать действительно достойную школу. Первый признак - международное признание. Подтверждается оно мировой аккредитацией, самая престижная из которых - AACSB International (соответствуют всем ее требованиям на сегодняшний день всего 5% MBA-школ в Мире). Также хорошим знаком будет “портфель” реальных отзывов и “послужной список” выпускников, который расскажет реальную картину о вкладе MBA от конкретной школы в карьеру. Одной из таких школ является ИБДА РАНХиГС.

1hardsoft.jpg

Почему soft skills особенно важны

Soft skills - это именно те качества, которые позволяют выстраивать успешную коммуникацию, они же позволяют налаживать рабочий процесс в целом, а также взбираться по карьерной лестнице. Также все больше бытует мнение, что без soft skills “твердые навыки” практически бесполезны. Есть одна фраза, наглядно демонстрирующая как границу между soft и hard, так и жизненную необходимость первых: “Какой смысл в том, что ты крутой специалист, но о тебе никто не знает и с тобой не работает?”

Представим менеджера продаж: он наизусть может процитировать все обучающие курсы и скрипты. Но чувствуется, что он делает все “по книжке”, как робот, заученно. Не будет у него таких продаж, как у харизматичных коллег. Или если директор по развитию идеально знает “матчасть” и свой продукт, но при этом не может выстроить здоровый микроклимат в отделе или передать ДНК своих навыков подчиненным, сглаживать углы в общении с ключевыми клиентами, то большого толка от его матчасти не будет.

Необходимый руководителю (особенно ТОП-менеджменту) навык системного мышления также относится именно к soft-skills.

Особенно софт-навыки как концепция важны в высококонкурентных нишах, где начинает превалировать клиентский сервис и качество переговоров. В таком бизнесе личные и переговорные навыки, а также сама парадигма мышления должны пропитывать всю вертикаль и всех сотрудников, а значит, еще более ярко проявляется необходимость в ТОП-менеджерах с высоким EQ и soft-skills.

2hardsoft.jpg

Давно известно, что управление с использованием лишь формального подхода и кипы регламентов не приводит ни к чему хорошему, и уж точно не к максимальной эффективности рабочих процессов. Потому масштабировать бизнес возможно только при условии обладания достаточным уровнем прокачки soft-навыков, ведь только так возможно эффективно делегировать, контролировать, используя личностное воздействие, убеждать, системно видеть все процессы, четко определять связанные закономерности и т.д.

Само собой разумеется, что для топ-менеджмента софт-скиллз выходит на первый план, ведь именно за счет этих навыков возможно принимать решения в условиях неопределенности, а зачастую - давления или умышленного ухода от стандартов и инструкций, так как “ситуация требует”.

Карьера будущего

Тренды в HR-индустрии говорят о том, что с течением времени личностные навыки все больше будут выходить на первый план: растущая роботизация и автоматизация процессов забирают на себя ощутимую толику hard-функционала, неизбежно оставляя за человеком soft-области - как раз те, которые не поддаются линейности. Области, под которые (по крайней мере пока) нельзя запрограммировать машину. Условно говоря, пока есть в интернете шутки над казусами помощника-Алисы - soft-skills остаются нашим преимуществом.

Как говорилось в “Алисе в стране чудес”, нужно бежать, чтобы хотя бы оставаться на месте “на волне” современных бизнес-реалий и изменяющихся трендов. Уже сегодня стоит задуматься об оценке и развитии своих soft skills. И если будущее нам неизвестно, то сегодняшние наиболее актуальные “гибкие” навыки обозначаются уже вполне четко. Мы собрали для Вас наиболее значимые soft skills для управленца.

ТОП-10 soft-skills на 2020 год

1. Умение находить и выстраивать полезные деловые связи (нетворкинг).

Поговорка “не имей сто рублей, а имей сто друзей” актуальна как никогда, при этом в век смартфонов при, казалось бы, увеличившейся простоте коммуникации, находить нужные знакомства становится все более незаурядной задачей. И еще более открытый вопрос для многих - как сделать процесс знакомства и общения не наигранным и оттого как бы натянутым, искусственным. Нетворкинг - одно из наиболее важных и одновременно сложных в освоении искусств, ведь у нас уже есть в подкорке свой сложившийся паттерн поведения и коммуникации, который предстоит изменить. Но усилия того стоят: вместе с этим качественно изменится и ваша жизнь.

2. Навык управления переговорами (ведения переговоров)

Как говорил Игорь Рызов, “вы живете ровно так, как вы умеете вести переговоры”. И это абсолютно соответствует истине! Переговоры буквально пронизывают нашу жизнь каждый день и практически во всех ее аспектах. Этот навык перекликается с умением качественно рефлексировать, “переваривать” и делать правильные выводы о ранее полученном опыте и на их основе корректировать самого себя. Да что там, большинство всех прочих soft-skills навыков невозможны без умения вести переговоры, быть гибким в этом процессе.

3. Управление эмоциями и стрессом, эмоциональный интеллект

Стартовый уровень EQ каждого из нас зависит от установок, заложенных еще в детстве, а также накопленном опыте коммуникаций. Чем более этот процесс был осознанным ранее, чем больше осознанности и рефлексии было в собственных реакциях на эти коммуникации и их итоги, тем выше на “выходе” имеющийся EQ. В сегодняшних условиях постоянно и все более быстро меняющихся рынков и порой непредсказуемой внешней среды, как никогда важно оставаться среди этих бурь непоколебимой скалой и маяком для своей команды. Само понятие эмоционального интеллекта появилось относительно недавно, однако его влияние как на качество жизни, так и на бизнес-процессы невозможно переоценить.

4. Системное, логическое, стратегическое мышление

С этим сталкиваются все начинающие руководители, на этом же держат фокус внимания и ТОПы: “не закопаться в мелких деталях”. Для управленца в наибольшей степени важно акцентироваться на общих закономерностях. И чем более обширна зона ответственности, тем более критична необходимость оценивать ситуацию и тренды “с высоты птичьего полета”, оценивать стратегическое влияние основных факторов на ключевую поставленную цель.

5. Принятие решений

Только лишь видеть картину происходящего, пусть и системно, недостаточно. Результат бизнеса - это результат совокупности принятых решений, при этом не существует шаблонной шпаргалки, по которой это решение можно получить. В предпринимательской деятельности, как и в жизни, иногда приходится принимать не самые легкие решения. Постоянно и долго колеблющийся руководитель не видится лидером и успешным руководителем на ТОП-позициях. Поэтому способность генерировать и быстро принимать конкретное решение с верным видением их последующего результата вырабатывается в руководителях с опытом, а также при наличии в этом опыте достойного ментора или хорошей бизнес-школы.

6. Планирование и целеполагание

Для руководителя в наибольшей степени важно уметь “правильно ставить правильные цели”. От выверенной стратегии зависит успех всего бизнеса, от тактики - скорость достижения и реализуемость всей стратегии, а также объем корректировок.

7. Мотивация сотрудников

Предположим, цель перед сотрудниками поставлена, однако отдельное искусство или навык - сделать так, чтобы они не просто формально покивали головой, а были искренне заинтересованы (и да, далеко не только зарплатой) в скорейшем и полном ее достижении. Только кнутом не обойдешься, а пряником надо уметь пользоваться. Более того, весь этот черно-белый пряничный мир - это в основном лишь выражение реакции системы на выходы за границы заданного курса и темпа движения. Однако основной массив ежедневного труда предполагает также и поддержание системы, предупредительные действия. Весь этот огромный спектр граней крайне важен в процессе управления, а умение чувствовать эти тонкости - один из навыков soft-skills.

8. Способности к наставничеству

Этот навык коррелирует со способностями быстро и главное - понятно доносить информацию, без излишних формальностей, лишь затрудняющих процесс. Когда навык наставничества развит, быстрее и полнее передается “ДНК“ подчиненным, а умение лаконично и понятно доносить мысли способствует более продуктивной коммуникации в целом - с партнерами, руководителями, акционерами, всем своим окружением.

9. Умение слышать

Все мы знаем о разнице слов “слушать” и “слышать”, вместе с тем немногие “по умолчанию” способны слышать собеседника, особенно когда в бой вступают эмоции. А навык правильно слушать и слышать собеседника позволяет получать массу важной информации и деталей, а также, как показывает практика - быстрее и эффективнее договариваться. Услышите и поймете истинные мотивы и позицию человека - эффективнее сможете на него влиять. Поэтому умение слышать оппонента стоит наряду с переговорными навыками.

10. Проведение презентаций и самопрезентация

Если переговорные навыки в чистом виде подразумевают активный диалог, то презентация, как навык транслировать информацию в основном в виде исходящей информации является не менее важным фактором успеха.

Вполне очевидно, что этим списком перечень soft skills не ограничивается, и продолжать его можно достаточно долго. Однако объединяет все эти навыки и способности одно - все это в крайне редких случаях “врожденное”, в абсолютном большинстве это приходит с опытом. Быстрее или дольше, а также сформируется ли вообще на основе вашего опыта этот навык, будет ли он развиваться - зависит от ряда факторов. Это как уже имеющийся набор и уровень владения определенными soft skills, актуальная среда и круг общения, наличие хорошего ментора, уровня осознанности, а также желания и возможности развивать свои soft skills.

Как развить hard skills / soft skills

Следуя из определений и характеристик hard skills, путь и алгоритм их развития всегда более ясен и определен. Для любого из hard skill существует огромное число вариаций обучения - как на специализированных курсах, зачастую это даже внутренние корпоративные университеты в организациях, а также довольно широкий выбор литературы на заданную тему. Выбирая курсы по “твердым навыкам”, что говорится на берегу можно понять, что конкретно вы получите “на выходе” - какие именно компетенции, для какой области они применимы, что конкретно вы точно научитесь делать.

Когда речь идет о таких “тонких материях”, как soft skills, возможно задать только основную траекторию, куда двигаться, и очень многое зависит от самого обучающегося и его исходных данных, создавая обширный ряд вариативностей. Но как бы то ни было, soft skills - важнейшие навыки, которые дают наибольший толчок карьерному развитию. Есть и позитивный момент - конкретные гибкие навыки не привязаны к степени освоения конкретных hard skills, потому задуматься об их развитии можно и нужно на любом этапе карьеры. При этом наибольшее влияние они оказывают, как мы уже упоминали, на ТОП-менеджмент, соответственно и на тех, кто планирует переход на вышестоящие должности или выход в собственный бизнес.

3hardsoft.jpg

Есть два основных пути движения к развитию soft skills и карьерному росту:

  • Самостоятельный. В этом случае гибкие навыки развиваются у людей с высокой степенью осознанности в ходе получения “боевого опыта”. На этом пути могут в некоторой степени помочь профильные книги, однако только задать направление (в силу отсутствия возможности получения обратной связи от книг - существует погрешность на правильность их понимания и применения).
  • В профессиональной среде, уже обладающей экспертной степенью владения необходимых для успешного ведения бизнеса soft skills. Скорость “впитывания” навыков здесь гораздо выше, так как на каждом шаге ведутся корректировки на основе обратной связи на новый получаемый опыт. А если это не просто хороший ментор, а достойная бизнес-школа, то это настоящий карт-бланш в получении новых навыков и особенно – soft skills.

Как показывает практика, люди, действительно задавшись целью, либо сразу идут по второму, выверенному пути, либо сначала проходят “самостоятельную стадию”, но в итоге все равно приходят к необходимости внешнего участия. Это вполне логично - самостоятельное развитие soft skills: осмысление, чтение и применение книг подходит не всем в силу разности типов мышления и усвоения информации. Будет неправильным называть их совсем бесполезными, все же что-то подтянуть они могут помочь, так сказать закрасить небольшие пробелы (для этого мы приведем ниже подборку полезных книг по гибким навыкам). Однако же для освоения более фундаментальных, от того и более влияющих на вашу жизнь и карьеру вещей, невозможно без погружения в соответствующий круг общения, например, школы MBA.

ТОП-10 книг по софт скиллз

1. “Думай медленно, решай быстро” - Даниэль Канеман

В книге собраны популярные когнитивные искажения как источник ошибок в принятии решений. Книга поможет научиться вовремя “ловить” на этих ошибках других, а главное - и себя.

2. “Пиши, сокращай” - Максим Ильяхов, Людмила Сарычева

Деловая переписка, отчеты, презентации - в письменном виде в современном бизнесе решается все больший круг задач. От того, насколько доходчиво, лаконично и правильно будет подана информация, зависит успех задуманного. Книга рассказывает о принципах эффективной коммуникации, наглядно показывает популярные ошибки и объясняет, почему это - ошибки, и как их обходить.

3. “Джедайские техники” - М. Дорофеев

Популярная книга о личной эффективности, тренировке мышления и памяти, правильных формулировках задач и способах концентрации на них.

4. “Договориться можно обо всем” - Г. Кеннеди

Стратегия и тактика переговорного процесса, когнитивные ловушки, в которые часто попадают менее подготовленные переговорщики. Довольно полезно, что в книге прописана не только сухая структура техник, но и ряд примеров удачных и неудачных переговоров. Присутствуют и практически задания, однако без “живой” обратной связи ментора-эксперта нельзя рассчитывать на полностью правильный процесс обучения и полное усвоение навыка.

5. “Цель. Процесс непрерывного совершенствования” - Э. Голдратт

Каждый личный кризис - это своеобразный вызов Вселенной или Системы - кому как больше нравится. Это великолепная почва для получения урока, который изменит весь жизненный уклад, заставит вырасти, и вырасти в ускоренном темпе. Книга повествует пример выхода из, казалось бы, всеобщего кризиса директора убыточного завода и достижения его катарсиса. Весьма поучительно пронаблюдать процесс формирования все более правильных вопросов и поиска ответов на них. Книга наталкивает на системное осознание окружающих факторов, анализ всех действий с точки зрения понимания ключевой цели.

6. “Открывая организации будущего” - Ф. Лалу

Книга-толчок к системному переосмыслению устройства современных организаций. Совершенно не стоит воспринимать ее, как некую универсальную панацею (хоть к этому и стремится сам автор). Это как минимум таблетка для кругозора, который также является одним из компонентов такого сложного компота, как soft skills.

7. “Вы или Вас” - А. Фридман

Книга-тренинг, книга-размышление об отношении к управленческим компетенциям, осознанности, самоощущении в процессе профессионального управления. Книги Фридмана определенно стоят статуса “настольной” у руководителя любого уровня.

8. “Вы или хаос” - А. Фридман

Если предыдущий труд - это больше про рассуждения и отношение к управлению, то “Вы или хаос” - это, можно сказать, практическое руководство. Книга учит выстраивать управленческую систему с нуля, выстроить ее таким образом, чтобы нивелировать сам первоисточник авралов. Книга дает хороший толчок к осознанию системности процессов, происходящих в организации, подкармливает навык планирования и целеполагания. “Вы или хаос” - из всех прочих книг настоящая кладезь soft-skills.

9. “Идеальный руководитель” - И. Адизес

Книга от одного из лучших авторов прикладной бизнес-литературы, признанного гуру и MBA-эксперта Ицхака Адизеса. Написана на достаточно понятном и простом языке, однако о фундаментальных и важнейших для каждого управленца (или планирующего им стать) вещах. Прочтение этой книги всегда выделяется и запоминается, а также дает понимание трендов в области современного бизнес-управления. Это - настоящий must read для современного управленца.

10. “Размышления о личном развитии” - И. Адизес

Эта книга - словно личная беседа с доктором и признанным бизнес-технологом с мировым именем, преподавателем программ MBA института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС Ицхаком Адизесом. Это сборник размышлений, который дает ту пищу для ума, верное переваривание и применение которых так или иначе меняет осознание вопросов личного развития и дает к нему толчок.

11. Бонус: “Кремлевская школа переговоров” - И. Рызов

Книга будет полезна для прокачки переговорных навыков, причем полезна даже в случае, если вы не общаетесь напрямую с клиентами. Переговоры пронизывают нашу жизнь в общении с коллегами, партнерами, со множеством людей. И от качества этих переговоров будет зависеть качество вашей жизни, бизнес-успехи, личный нетворкинг, отношения. Переговорные навыки - один из важнейших soft-skills. Однако же рекомендуем не читать всю книгу разом (иначе совсем ничего не усвоится), а обязательно пробовать использовать приведенные в книге упражнения и осмысливать примеры.

Хороших книг от не менее хороших авторов с мировыми именами - достаточно много, и они действительно полезны. При всем этом хочется напомнить, что на чистой теории прокачать soft skills невозможно, ведь гибкие навыки - продукт личного опыта. Причем эта практика должна быть контролируемой, с тщательным разбором ретроспективы и упорным применением упражнений. Плюс крайне важна среда, в которой происходит обучение навыкам управления, как гибким, так и hard skills.

MBA как путь к развитию soft skills

Разумеется, это не самоцель, и не может ей быть, ведь это было бы “обучение ради обучения”. Дело в том, что цели (развитие бизнеса, системное видение, особое мышление) достижимы только при определенном достигнутом уровне как hard skills, так и soft skills. И в хорошей современной MBA-школе именно soft-навыкам будет уделяться особый приоритет. Одна из таких бизнес-школ - ИБДА РАНХиГС. Это единственная в России бизнес-школа, прошедшая престижнейшую международную аккредитацию AACSB (в Мире ей обладают всего 5% бизнес-школ, почти 70% из которых находится в США), а в бизнес-сообществе широко известны как преподаватели, так и выпускники.

В самой методике программ обучения заложено большое внимание soft skills, так как современные тенденции управления диктуют нам все возрастающий запрос именно на эти навыки для успешной самореализации выпускников в их бизнесе или на рынке труда. Также один из факторов - довольно строгий отбор обучающихся. Уже на этом этапе важно понять: чего человек действительно хочет, к чему стремится, на что готов для этого. И вообще - для чего ему все это нужно. Развиваясь бок о бок с единомышленниками своего уровня под кураторством лучших бизнес-гуру России процесс идет наиболее продуктивно.

Подводя итоги. К чему движется рынок и что с этим делать?

В современном темпе жизни и бизнеса регулярно появляются новые тренды и веяния, сегодняшний бизнес требует от всех его участников все более быстрой реакции, мобильности и гибкости. И как отклик на новый задаваемый темп - постепенно видоизменяются и требования к его участникам.

Взять рынок кандидатов: если еще 5-10 лет назад претенденты на должность и HR только “нащупывали” то, что в дальнейшем будет определено как soft-skills: личные качества пытались отразить через уже набившие оскомину строчки “коммуникабельность и стрессоустойчивость”. С одной стороны, довольно быстро все поняли, что в этих двух словах гибкие навыки никак не передать и не проверить, однако же появление и дальнейшее видоизменение этих пунктов включило “звоночек”: только твердых навыков больше недостаточно. И это прямое отражение видоизменения, эволюции бизнес-среды.

Сегодня soft skills все больше овладевают умами, причем абсолютно сквозным образом - от принимаемого на работу курьера до гендиректора. Уже пришло и “застолбилось” понимание, что в вопросе развития своих навыков и навыков сотрудников необходима большая структурность подхода и полная осознанность. Как показала практика, наилучшим способом систематизации своего опыта и обучения новому с ощутимой пользой для карьеры и бизнеса, в том числе способом получить наибольший скачок развития soft skills дает проверенная MBA-школа. Это именно тот путь, который на 100% закрывает потребности, формируемые современными бизнес-течениями, и зачастую делает это с запасом - дает хорошие бизнес-связи и дополнительные возможности.

Посмотрите видео преподавателей программы МВА ИБДА РАНХиГС.

Техники эффективного общения руководителей / Курс Леонида Смехова

Анонс курса "Организационное поведение"/Профессор А.И. Кочеткова


(Голосов: 2, Рейтинг: 3.35)
Подобрать программуБыстрый и легкий подбор программыОбратный звонокЗадать вопросEnglish version
Меню
Закрыть
Обратный звонок