In English

Контакты

+7 495 975-94-26 +7 495 975-94-26 Закажите звонок

30 лет ИБДА РАНХиГС

Коммерческая космонавтика: быть или не быть

12.03.2018

Три вопроса про космос глазами предпринимателей.

Коммерческая космонавтика может быть выгодной?

Когда Америка еще только раздумывала, отдавать ли космос в руки предпринимателей, было выведено несколько основных аспектов успешной коммерческой космонавтики:

  • коммерческая выгода, быстрый возврат инвестиций и хорошая прибыль;
  • монополизация должна быть исключена, это поддержит цены на нужном уровне;
  • необходимо поддерживать баланс между разумностью и рентабельностью.

В отношении рентабельности нужно сделать отдельный акцент. Например, ракета "Союз" может взлететь и выйти на суборбитальное движение при полном отказе одного из двигателей, и по меркам предпринимателей это избыточность — выпускать ракеты с дополнительным двигателем, который не всегда необходим. Однако, разумная сторона вопроса говорит о том, что это допущение непременно станет фатальным.

Могут ли украсть "Теслу" Маска?

Тестирование Falcon Heavy прошло красиво, и Илон Маск не прогадал, пожертвовав своим спорткаром: Tesla Roadster привлекла множество внимания. Автомобиль отправили в космос в сторону Марса, смысла нет никакого, но зато выглядит очень красиво и визуально (стоит посмотреть пейзажи с орбиты земного шара), и на уровне идеи — шикарный автомобиль, шикарная музыка, это поистине необычно. А можно ли украсть Теслу и чем это чревато?

Как оказалось, законодательно космос никак не снимает ответственности за преступления (во всяком случае, именно сейчас). Воровство будет воровством. Если условный вор украдет автомобиль Маска, и будет ездить на нем, то Маск может попросту обратиться в полицию — несмотря на пребывание в космосе, автомобиль остается все еще его собственностью. А в том случае, если автомобиль Илона Маска упадет на частный дом гражданина из России, то ответственность будет нести государство, запустившее в космос автомобиль (в данном случае США).

Частная собственность остается таковою несмотря ни на что, а вот завладеть участком космоса нельзя, 2-я статья Договора о космосе гласит, что пользуются им все на равных.

Какие перспективы у российского космического сектора?

Дмитрий Рэмович Белоусов, эксперт центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования, участник конференции "Космос как бизнес":

в настоящее время традиционная парадигма работы Роскосмоса мало что может предложить коммерческой космонавтике, потому как наша аэрокосмическая структура целиком и полностью ориентирована на решение государственных задач, а также на совместную работу на международном уровне. С точки зрения министерства финансов космос даже нельзя рассматривать как инвестицию, это мощная статья расходов, необходимая для исполнения международных обязательств. Роскосмос недостаточно продает коммерческих услуг (ГЛОНАСС, ДЗЗ), а благодаря санкциям мы потеряли лидирующую позицию по выводу спутников. Это наглядно демонстрирует, как легко потерять и позиции в космической промышленности, и возможности в космосе, и доходы космической отрасли в целом. Выходов из ситуации два - либо Роскосмос начнет зарабатывать, либо будет развиваться частный космический бизнес.

Читайте также:


Задайте вопрос по интересующей Вас теме

Выберите тематику вопроса


Наши менеджеры ответят Вам в течение одного
рабочего дня. Спасибо!