Лаборатория управленческих нейронаук
Цель и предметная область Лаборатории
Лаборатория управленческих нейронаук исследует человека как актора в контексте организаций и рынков, проводя лабораторные, полевые и цифровые эксперименты, и применяя для сбора и обработки данных методы компьютерных, нейро- и когнитивных наук.
Цель работы Лаборатории - производство научного знания в своей предметной области, распространение его через высококачественные международные рецензируемые журналы, интеграция в образовательный процесс ИБДА РАНХиГС, а также коммерциализация методами лицензирования запатентованных технологий и организации инновационных предприятий (стартапов) в сфере нейромаркетинга, кадровой аналитики, организационного консультирования и образования.
О руководителе
Александр Диденко — заведующий Лабораторией управленческих нейронаук в ИБДА РАНХиГС. В своей прошлой карьере он создавал алгоритмы для трейдинга на финансовых рынках, был руководителем в банковской отрасли и образовании. Позже он стал со-основателем нескольких стартапов, вкладывая в них свои навыки и знаниями в области маркетинга и науки о данных. В 2003 году получил степень кандидата наук в Российском экономическом университете им. Плеханова. Его диссертация была на стыке поведенческой экономики и науки о данных. Как исследователь он изначально интересовался количественными и психологическими аспектами принятия решений в условиях неопределенности / риска, а также исследованиями, применяющими принципы и модели науки о сложности к сфере финансовой экономики. Позже его интересы расширились и теперь включают институциональную экономику, инновации и бизнес-исследования, а также нейронаучные аспекты экономики и управления. Помимо руководства Лабораторией, он осуществляет научное руководство ML-командой Бюро цифровых решений _Self, где разрабатывает алгоритмы оценки инвестиционной живописи для маркетплейса, который создает команда _Self.
Тематики исследований Лаборатории
Основные направления исследований, проводимых Лабораторией:
- Предпринимательство, инновации и креативность
- Лидерство и динамика малых групп
- Вовлеченность и благополучие работника
- Переговоры и конфликты в организационном контексте
- Пользователи и потребители
- Передача знания и социальных норм в организациях
- Динамика организованных рынков
Основные исследовательские вопросы, на которые мы отвечаем, ставя эксперименты в Лаборатории и за ее пределами:
- Как различная групповая динамика и стили лидерства влияют на принятие решений и эффективность бизнес-команд?
- Как различные технологии коммуникации и сотрудничества влияют на то, как малые группы функционируют и достигают своих целей?
- Каковы ключевые факторы, определяющие успех или неудачу предприятий малого бизнеса, и как их можно предсказать или улучшить?
- Как индивидуальные когнитивные искажения и эмоциональные состояния влияют на групповое поведение и принятие решений в бизнес-среде?
- Как культурные различия и разнообразие влияют на производительность и эффективность команд малого бизнеса?
Помимо проведения экспериментов, Лаборатория ведет разработки в области создания собственного инструментария исследований (например, алгоритмы распознавания эмоций и риск-профилирования, стимульный материал для экспериментов, и т.п.), который в дальнейшем может быть передан в другие Лаборатории, в том числе на коммерческих основаниях.
Разработки Лаборатории
Программно-аппаратный комплекс для мультимодального распознавания эмоций и когнитивной нагрузки
Комплекс собирает данные об активности центральной и периферической нервной системы человека (через сухие электроэнцефалографы и датчики кожно-гальванической реакции), а также фиксирует аудио- и видео-записи испытуемых во время прохождения эксперимента. Одновременно могут фиксироваться раздельно сигналы от 8 испытуемых.
Для чего используется: комплекс является базовой “машиной записи” Лаборатории при проведении исследований и разработок.
Что фиксируется: комплекс использует собранные данные для распознавания выражаемых и переживаемых субъектами эмоций (по данным ЭЭГ, КГР, мимики распознаваемой в видео-сигнале, тембра и содержания речи, распознаваемых в аудио-сигнале), и испытываемой ими когнитивной нагрузки (по данным ЭЭГ, КГР и мимики), при этом данные в различных модальностях используются для кросс-валидации, что повышает надежность распознавания. Кроме того, основываясь на полученных данных, комплекс строит цифровые конструкты более высокого уровня (графы эмоционального заражения, модели тематизмов, аргументативные поля и онтологические карты) в зависимости от контекста задачи.
Тренинг группового принятия решений
Тренинг парных конфликтных переговоров ("Управленческие поединки")
Симулятор предпринимательства в условиях динамики подрывных инноваций
Симулятор shared leadership