Портал «МВА в Москве и России» (MBA.SU) подводит итоги уходящего года вместе с президентом Российской ассоциации бизнес-образования (РАБО), проректором РАНХиГС и директором Института бизнеса и делового администрирования (ИБДА) Сергеем Мясоедовым.
— Сергей Павлович, с чем отрасль бизнес-образования вступила в Новый 2025 год? Какие наиболее важные тенденции в развитии российского бизнес-образования Вы бы выделили?
— Ушедший год был необыкновенно богат на новые вызовы: на проблемы, требующие глубокого осмысления, на связанные с пересборкой системы образования на решение нестандартных задач, на переориентацию учебных проектов в направлении технологического, кадрового и образовательного суверенитета и т. д.
Одновременно, прошедший год оказался богатым и на формирование важных альянсов российских бизнес-школ внутри страны и за рубежом, на принятие событийных решений, начало или возобновление работы независимых экспертов над проектами и проблемами, к которым уже неоднократно подступались, но которые по множеству причин не удавалось завершить раньше.
Как известно, именно в 2024 году Россия и дружественные страны активно приступили к построению более справедливой, многополярной системы мироустройства, формированию международно- признанных финансово-экономических институтов, концептуальные основы которых складывались на протяжении ряда лет. Ярким проявлением нового потенциала, возможностей и уровня сотрудничества стали результаты саммита БРИКС в Казани.
Надеюсь, что это не прозвучит высокопарно, но эти набирающие силу и, пожалуй, самые серьезные подвижки в системе современного мироустройства после распада Советского Союза в 1991 году, в ближайшие годы и десятилетия, вероятно, во все в большей степени будут определять векторы развития бизнес-образования в России и мире.
По ряду важных моментов и трендов мы могли уже прямо или косвенно наблюдать эти тенденции в прошедшем 2024 году. Перечислим некоторые тренды и подвижки, проявившиеся в 2024 году, которые, по нашему мнению, имеют высокую важность для российских-бизнес школ и российского бизнес-образования:
- Изменения в мире, в первую очередь, отразились на международных альянсах и связях российских бизнес-школ и университетов, потребовали пересборки и изменения акцентов в системе международного сотрудничества, активного поиска новых партнёров, представляющих дружественную часть мира, выстраивания с ними взаимовыгодного сотрудничества.
- В рамках этой тенденции заметно вырос интерес ведущих отечественных бизнес-школ и центров к совместным проектам с бизнес-школами мирового Востока и Юга, к налаживанию серьезных и долгосрочных связей с ведущими школами менеджмента и предпринимательства стран СНГ.
- Это нашло отражение в мероприятиях Российской ассоциации бизнес-образования (РАБО), деятельность которой всегда фокусировалась на поддержку отечественных бизнес-школ и их дружественных партнеров, на налаживание обмена передовым опытом и лучшими деловыми практиками, на создание синергии партнерства.
- Возобновилась и активизировалась международная активность РАБО. В 2024 году Ассоциация инициировала и провела при поддержке зарубежных партнеров из стран СНГ две крупные международные конференции, посвященные новым трендам развития и возможностям расширения сотрудничества в области управленческого образования и оценки его качества в Минске (Белоруссия) и Ташкенте (Узбекистан).
- Среди знаковых событий важно отметить формирование в апреле 2024 года при поддержке РАБО и НАСДОБР аккредитационно-рейтингового альянса 15-и ведущих российских бизнес-школ, имевших программы с международными аккредитациями, в том числе, трех лидеров национального рынка бизнес-образования (ИБДА РАНХиГС, МШУ «Сколково» и ВШМБ СПГУ), программы которых были отмечены в досанкционный период аккредитациями ассоциаций «Тройной короны», и включены в мировой топ—рэнкинг бизнес-образования, ежегодно проводимый «Файнэншл Таймс».
- Созданные 15-ю лучшими российскими бизнес-школами экспертные группы в 2024 году разработали и уточнили аккредитационные требования и процедуру национальной независимой аккредитации программ СпецМастер/МВА/ЕМВА/DВА, которые затем были рассмотрены и одобрены на заседании Президиума НАСДОБР (Национальный аккредитационный совет делового и управленческого образования).
- Аккредитационные требования НАСДОБР по программам МВА/ЕМВА были переведены на английский и китайский языки, что увеличило возможности для международного продвижения национальной аккредитации НАСДОБР, а впоследствии, и национального рэнкинга НАСДОБР с экспортным потенциалом.
- Стартовал новый этап практической реализации национальной независимой аккредитации программ бизнес-образования, проводимый под эгидой НАСДОБР. К началу 2025 года аккредитацию НАСДОБР получили уже 9 из 15 бизнес-школ страны, имеввших аккредитации «Тройной короны») и подтвердивших таким образом, свой статус бизнес-школ мирового уровня.
- Интерес к аккредитации НАСДОБР проявился в ряде бизнес-школ дружественных стран. Первой зарубежной ласточкой в этом направлении стала бизнес-школа из Белоруссии, подавшая заявление с просьбой принять ее программу МВА к аккредитации НАСДОБР.
- Активно велась работа над концепцией и процедурой национального независимого рейтинга с экспортным потенциалом, допуск к которому, по решению учредителей альянса 15-и российских бизнес-школ, поддержанному НАСДОБР, получат исключительно программы и школы, прошедшие аккредитацию НАСДОБР.
- Наряду со стоявшими у истоков работы по созданию российской системы международного независимого рэнкинга экспертами 15-и ведущих бизнес-школ России, сайта МВА.su, экспертно-рейтинговой группы журнала «Эксперт», во второй половине 2024 года интерес к участию в этой работе проявили представители АСИ, эксперты журнала «Форбс Раша» и Корпоративного университета СБЕРа.
- Событием национального уровня стал проведенный в декабре 2024 года под эгидой РАБО и НАСДОБР, при поддержке АСИ, ФБУ «Федеральный ресурсный центр», Экспертного совета Комиссии по организации подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации, второй всероссийский конкурс «Лучшие практики управленческого образования», в котором приняли участие 27 бизнес-школ и центров со всей страны.
- Необходимо отметить, что наряду с главной задачей — представлением и поддержкой лучших национальных деловых практик в области бизнес-образования — конкурс явился своего рода площадкой для апробации ряда инновационных методологических подходов и разработки оценочных средств для проведения национальных конкурсов, рейтингов и рэнкингов в области бизнес-образования, нацеленных на распространение передового опыта и создание синергетических альянсов между его лауреатами.
- В 2024 году проявилась тенденция к постепенному возвращению российского бизнес-образования и руководителей российских бизнес-школ в международные профильные ассоциации и рейтинговые организации.
Так, была де факто подтверждена легитимность участия российских бизнес-школ в международном рейтинге «Эдуниверсал», возобновлен прием в эту организацию новых российских членов. Пять пальмовых ветвей – высшую оценку рэнкинга – получила в 2024 году ВШМ СПГУ.
Две российские бизнес-школы мирового уровня (МШУ «Сколково» и ВШБ КФУ) были в 2024 году приняты в аккредитующую Ассоциацию бизнес-школ стран АТР (AAPBS – Association of Asia and Pacific Business Schools) .
Положено начало сотрудничеству между РАБО и аккредитующей Ассоциацией развития менеджмента Южной Азии (AMDISA – Association of Management Development Institutions of South Asia).
Представитель ИБДА РАНХиГС, наряду с руководителями ассоциаций «Тройной короны», вошел в состав Международного наблюдательного совета Антай Колледжа (Джао Тонг Университета), входящего в тройку лучших бизнес-школ КНР.
Широкое национальное и международное признание получила активная деятельность, по выстраиванию системы образовательного и делового сотрудничества бизнес-школ и университетов евразийского континента, укреплению взаимодействия между учебными заведениями России и Ирана бизнес-школа Южного университета (ИУБиП).
В рамках государственного проекта «ДНК России» группой из 15 ученых и педагогов Президентской академии, под научным руководством экспертов ИБДА РАНХиГС, был подготовлен новый вузовский учебник «Основы менеджмента», логика и смысловые акценты которого отразили важнейшие особенности ценностной системы русской (российской) деловой культуры и русской (российской, евразийской) модели управления.
В 2024 году по инициативе РСПП, Национального совета по профессиональным компетенциям и Минобрнауки, при поддержке Экспертного Совета профильного комитета Госдумы, была сформирована рабочая группа, нацеленная продолжение работы по созданию и продвижению концепции профессиональных степеней в стране.
— Какие, на Ваш взгляд, вызовы стоят перед нашими бизнес-школами и какие возможные решения просматриваются?
— Рынок бизнес-образования и ведущие бизнес-школы страны сталкиваются с многочисленными вызовами, связанными с радикальным изменением внешней среды.
В первую очередь это, по нашему мнению:
- смена поколений основных потребителей деловых знаний и навыков, их требований к качеству, продолжительности, форматов, адаптивности бизнес-образования,
- прорывные технологии (от больших данных и блокчейна до нейропсихологии и искусственного интеллекта),
- быстро растущая потребность в индивидуализированных, созданных с учетом индивидуальных и групповых траекторий карьерного роста клиентов, высоко адаптивных программ, встраиваемых в смысловые цепочки под воздействием изменений в рыночной конъюнктуре,
- отсутствие полного понимания этих потребностей со стороны части бизнес-школ, университетов и профильных министерств и ведомств, традиционно стремящихся к стандартизации и унификации подходов и проектов,
- отчетливо прослеживающийся переток существенной части рынка коротких программ, ориентированных на дисконтные и средне ценовые маркетинговые ниши, к новым группам провайдеров.
— Сейчас многие эксперты, говоря о тенденциях развития рынка, пытаются спрогнозировать, каким он будет в недалеком будущем, и к чему нам нужно готовиться. Каков Ваш прогноз?
— Перечислим всего несколько трендов, которые с нашей точки зрения, заслуживают серьезного внимания и могут привести в ближайшее десятилетие к значительной, если не кардинальной, пересборке рынка отечественного бизнес-образования, его программного ряда, форматов обучения, системы оценки качества, а также изменению ролей и значимости ряда его сегодняшних участников.
- На рынке долгосрочных квалификационных программ СпецМастер/ МВА/ ЕМВА/ DВА наблюдается заметная активизация ценового деления рынка на основе тренда “Up and Down”, когда спрос на программы этого типа концентрируется все более на ценовых и качественных полюсах, ориентированных на абсолютно разные клиентские группы.
- В верхнем сегменте, как обычно, происходит в периоды рецессий и сложной социально-экономической конъектуры и не раз происходило в нашей стране в 1998, 2008, 2014 годах — спрос на дорогие и качественные программы остается не только стабильным, но и демонстрирует устойчивую тенденцию к росту.
- Важнейшим трендом качественного совершенствования квалификационных программ является активизировавшийся поиск ведущими бизнес-школами страны устойчивых и долгосрочных контактов и сотрудничества с крупнейшими компаниями и корпорациями страны, поиск новых форм синергетического взаимодействия, изучения и использования лучших отечественных практик менеджмента и предпринимательства.
- Возникший под воздействием волны санкций и ухода с российского рынка части международных компаний, интерес отечественного бизнеса к проблематике международной логистики и цепей поставок, оптимизации издержек и «бережливому производству», практике развития параллельного импорта и международных валютно-кредитных проводок и платежей, инструментам и практике слияний поглощений, отечественным разработкам эффективных практик (например, практики «ТРИЗ») продолжает и, вероятно, продолжит занимать серьезное место в программах СпецМастер/ МВА/ ЕМВА/ DВА и других долгосрочных и среднесрочных программах российских бизнес школ.
- Однозначно сохранится и, вероятно, продолжит усиливаться интерес к проблематике использования возможностей искусственного интеллекта и нейропсихологии для повышения стратегической устойчивости и конкурентоспособности предприятий и компаний.
- Все более заметной на рынке бизнес-образования становится роль крупнейших корпоративных университетов, которые в последнее время чаще отходят от традиционной ориентации на короткие программы и тренинги отраслевой ориентации и стремятся выйти на рынок долгосрочных квалификационных программ бизнес-образования с перспективой формирования собственных образовательных экосистем,
- Продолжается процесс оценки и переоценки рынком форматов и инструментов онлайн и оффлайн образования, поиск оптимального соотношения между ними применительно к различным маркетинговым сегментам, возрастным, отраслевым, ценовым и т. д. группам клиентов.
- Современные прорывные технологии повысили рыночную конкурентоспособность среднего и крупного бизнеса, позволяя производить фокусно—ориентированные на индивидуальных клиентов продукты, гибко и оперативно подстраиваться под их нужды. Доля средних и крупных предприятий в ВВП крупнейших стран мира, начиная с Китая и заканчивая США, уверенно растет.
Аналогичная тенденция все более активно проявляется и в российском бизнес-образовании. Возможности искусственного интеллекта позволяют в кратчайшие сроки не только оценить векторы потребностей бизнес-клиентов, но и разработать программы, ориентированные на индивидуализацию образовательных траекторий, формирование групповых и индивидуализированных треков. Это создает возможность дробления долгосрочных образовательных программ на краткие, логически связанные модули, напоминающие элементы конструктора «LEGO».
Из последних выстраиваются среднесрочные онлайн «цепочки поставок», постоянно обновляемые и совершенствуемые в рамках образования в течение всей жизни (“Life-Long-Learning”). Новое направление, получившее в мире краткое название — «ЭдТек», имеет серьезные перспективы для роста и преимущества для больших клиентских групп бизнес-образования.
Каждая из отмеченных тенденций, как и каждая тенденция, которой еще предстоит сформироваться в обозримом будущем, обладает двойным смыслом знаменитого китайского иероглифа: то есть может означать либо «кризис», либо «новую возможность» для развития для бизнес-образования или бизнес-школ. Будем оптимистами: бизнес-школы и бизнес-образование в нашей стране ожидают непростые времена, которые, однако, открывают многочисленные новые возможности для развития и роста. Важно оценить вектор перемен, встроиться в него и наполнить свои паруса ветром новых возможностей.
Это удавалось российскому бизнес-образованию в течение более, чем 35 лет. Не сомневаюсь, что удастся и на этот раз.
— Благодарим Вас за беседу и желаем российскому бизнес-образованию успехов в реализации своих целей в 2025 году!
Владимир Коваленко