Назад

Президентская академия представила социальный портрет студента системы СПО

Президентская академия представила социальный портрет студента системы СПО

Эксперты Центра экономики непрерывного образования Президентской академии представили результаты трехлетних социологических исследований. Согласно полученным результатам, более 60% выпускников колледжей и техникумов говорят, что получили образование очень высокого качества и более 55% планируют работать по специальности.

В исследовании, которое проводилось с 2022 года, приняли участие более 5 000 учащихся. Презентация состоялась на заседании экспертного семинара «Социология среднего профессионального образования», прошедшего в Президентской академии в рамках мероприятия «Управление. Финансирование. Образование».

В 2024 году набор на программы среднего профобразования в нашей стране превысил миллион человек, в то время как общее число зачисленных в очный бакалавриат не достигло и 900 000 тысяч. Молодые россияне все чаще предпочитают колледж вузу, и в этих условиях исследования процессов, происходящих в системе СПО, приобретают все большее значение.

Доклад «Социологический анализ образовательных, трудовых практик и общественной деятельности обучающихся в системе среднего профессионального образования», подготовленный группой экспертов Центра экономики непрерывного образования Президентской академии, представил социальный портрет учащегося системы СПО, сформированный на основе социологических исследований последних трех лет.

Полученные в результате опросов ответы молодых людей характеризуют особенности их жизни, социокультурной среды, профессиональной деятельности, включенности в волонтерские практики, а также факторы формирования мотивов образовательной деятельности.

Как свидетельствуют результаты исследования, сегодняшний учащийся системы СПО хорошо учился в школе: учебой на отлично похвастались 55,4% опрошенных студентов колледжей и техникумов. Одновременно более 30% респондентов оценили качество школьного образования как высокое, 50% как удовлетворительное и лишь 21% как неудовлетворительное. При этом те же 21% опрошенных отмечают, что из-за некачественного школьного образования им тяжело учиться в вузе или техникуме.

Предпочтение системы СПО для продолжения обучения респонденты объясняют так: 40,5% – нежеланием сдавать ЕГЭ, 34,1% – отсутствием интереса к обучению в старших классах или в вузе; 27,3% – желанием раньше начать работу.

Однако выбор будущей профессии сегодняшний учащийся системы СПО делает, как правило, вполне осмысленно: более половины объясняют его интересом к профессии; треть – советом родителей; более 15% – желанием побыстрее начать зарабатывать самостоятельно. Ответ «выбрал случайно» занимает в этой иерархии последнее место – 13,3% опрошенных.

По окончании обучения подавляющее большинство – более 55% – планируют работать по специальности, и 40% уверены, что смогут выбрать достойное место работы. Около 40% предпочли бы работать в коммерческой организации, а 26% – открыть собственный бизнес или стать самозанятым.

Самооценка у будущих специалистов среднего звена и высококвалифицированных рабочих достаточно высока: более половины считают, что получили как все нужные теоретические знания, так и практические навыки. Без малого 60% говорят, что получили образование очень высокого качества, более 37% – среднего и лишь 3,5% – низкого качества.

Единственное, чего, по мнению большинства, им не хватает – знания иностранного языка. И это, бесспорно, обращает на себя внимание. Не хватает подавляющему большинству учащихся СПО возможности выбора различный вариантов дополнительного образования на базе профессиональной образовательной организации. С целью личностного роста и возможности самореализации 54% опрошенных включены в практики общественной деятельности, причем 39% из них на регулярной основе, более половины опрошенных имеют волонтерские книжки.

Эти молодые люди достаточно активны, ведут общественную деятельность, знают, чего хотят от среднего профобразования и чего ждут от своих будущих специальностей,

– комментирует результаты исследования ведущий научный сотрудник Центра экономики непрерывного образования Президентской академии Елена Ломтева.

Доклад «Спрос молодежи на СПО: технари или гуманитарии?» представил анализ спроса молодежи на программы подготовки специалистов среднего звена и квалифицированных рабочих, проведенный, согласно данным официальной статистической формы СПО-1.

Самый высокий конкурс в 2024 году на программы подготовки специалистов среднего звена был зафиксирован на специальности технической направленности, относящиеся к группам «Математические и естественные науки»: 6,7 человек на место на базе 9-ти классов и 4,3 человека на место на базе 11-ти (государственные образовательные организации, обучение за счет бюджета), а также «Инженерное дело, технологии и технические науки»: 5,6 человек на место на базе 9-ти классов и 7,3 человека на место на базе 11-ти классов (негосударственные образовательные организации, обучение за счет бюджета).

Таким образом, спрос на специальности технической направленности преобладает как у выпускников 9-х классов, так и у выпускников 11-х классов. Это положительная тенденция, отражающая предпочтения молодежи, особенно в условиях обеспечения технологического суверенитета Российской Федерации,

– отмечает старший научный сотрудник Центра экономики непрерывного образования Президентской академии Лариса Бедарева.

К сожалению, спрос со стороны выпускников школы на профессии квалифицированных рабочих и служащих (по всем представленным ранее группам) ниже чем на специальности среднего звена – менее 2,3 человек на место (исключение составили профессии группы «Математические и естественные науки» – 3,0 человека на место на базе 11-ти классов). Лидерами по спросу среди профессий СПО стали профессии группы «Искусство и культура», где конкурс при поступлении на бюджет в 2024 году составил от 4,7 человек на место в негосударственных образовательных организациях до 6,0 человек на место в государственных образовательных организациях.

В докладе также отмечалось, что в ряде регионов рост спроса на отдельные специальности и профессии СПО идет за счет сокращения приема, в особенности – на бюджетные места (в большей степени это стало характерным для приема на базе 11-ти классов). Отсюда – рост спроса на платное обучение по программам СПО как в государственных, так и в негосударственных колледжах и техникумах. Подготовка официантов, а также по многим другим профессиям сферы обслуживания, практически полностью обеспечивается за счет негосударственного сектора образовательных организаций СПО.


Другие новости

1/8

Остался последний шаг:)

Проверьте почту: мы выслали письмо для подтверждения подписки.