Эксперты Центра экономики непрерывного образования Президентской академии представили результаты трехлетних социологических исследований. Согласно полученным результатам, более 60% выпускников колледжей и техникумов говорят, что получили образование очень высокого качества и более 55% планируют работать по специальности.
В исследовании, которое проводилось с 2022 года, приняли участие более 5 000 учащихся. Презентация состоялась на заседании экспертного семинара «Социология среднего профессионального образования», прошедшего в Президентской академии в рамках мероприятия «Управление. Финансирование. Образование».
В 2024 году набор на программы среднего профобразования в нашей стране превысил миллион человек, в то время как общее число зачисленных в очный бакалавриат не достигло и 900 000 тысяч. Молодые россияне все чаще предпочитают колледж вузу, и в этих условиях исследования процессов, происходящих в системе СПО, приобретают все большее значение.
Доклад «Социологический анализ образовательных, трудовых практик и общественной деятельности обучающихся в системе среднего профессионального образования», подготовленный группой экспертов Центра экономики непрерывного образования Президентской академии, представил социальный портрет учащегося системы СПО, сформированный на основе социологических исследований последних трех лет.
Полученные в результате опросов ответы молодых людей характеризуют особенности их жизни, социокультурной среды, профессиональной деятельности, включенности в волонтерские практики, а также факторы формирования мотивов образовательной деятельности.
Как свидетельствуют результаты исследования, сегодняшний учащийся системы СПО хорошо учился в школе: учебой на отлично похвастались 55,4% опрошенных студентов колледжей и техникумов. Одновременно более 30% респондентов оценили качество школьного образования как высокое, 50% как удовлетворительное и лишь 21% как неудовлетворительное. При этом те же 21% опрошенных отмечают, что из-за некачественного школьного образования им тяжело учиться в вузе или техникуме.
Предпочтение системы СПО для продолжения обучения респонденты объясняют так: 40,5% – нежеланием сдавать ЕГЭ, 34,1% – отсутствием интереса к обучению в старших классах или в вузе; 27,3% – желанием раньше начать работу.
Однако выбор будущей профессии сегодняшний учащийся системы СПО делает, как правило, вполне осмысленно: более половины объясняют его интересом к профессии; треть – советом родителей; более 15% – желанием побыстрее начать зарабатывать самостоятельно. Ответ «выбрал случайно» занимает в этой иерархии последнее место – 13,3% опрошенных.
По окончании обучения подавляющее большинство – более 55% – планируют работать по специальности, и 40% уверены, что смогут выбрать достойное место работы. Около 40% предпочли бы работать в коммерческой организации, а 26% – открыть собственный бизнес или стать самозанятым.
Самооценка у будущих специалистов среднего звена и высококвалифицированных рабочих достаточно высока: более половины считают, что получили как все нужные теоретические знания, так и практические навыки. Без малого 60% говорят, что получили образование очень высокого качества, более 37% – среднего и лишь 3,5% – низкого качества.
Единственное, чего, по мнению большинства, им не хватает – знания иностранного языка. И это, бесспорно, обращает на себя внимание. Не хватает подавляющему большинству учащихся СПО возможности выбора различный вариантов дополнительного образования на базе профессиональной образовательной организации. С целью личностного роста и возможности самореализации 54% опрошенных включены в практики общественной деятельности, причем 39% из них на регулярной основе, более половины опрошенных имеют волонтерские книжки.
Эти молодые люди достаточно активны, ведут общественную деятельность, знают, чего хотят от среднего профобразования и чего ждут от своих будущих специальностей,
Доклад «Спрос молодежи на СПО: технари или гуманитарии?» представил анализ спроса молодежи на программы подготовки специалистов среднего звена и квалифицированных рабочих, проведенный, согласно данным официальной статистической формы СПО-1.
Самый высокий конкурс в 2024 году на программы подготовки специалистов среднего звена был зафиксирован на специальности технической направленности, относящиеся к группам «Математические и естественные науки»: 6,7 человек на место на базе 9-ти классов и 4,3 человека на место на базе 11-ти (государственные образовательные организации, обучение за счет бюджета), а также «Инженерное дело, технологии и технические науки»: 5,6 человек на место на базе 9-ти классов и 7,3 человека на место на базе 11-ти классов (негосударственные образовательные организации, обучение за счет бюджета).
Таким образом, спрос на специальности технической направленности преобладает как у выпускников 9-х классов, так и у выпускников 11-х классов. Это положительная тенденция, отражающая предпочтения молодежи, особенно в условиях обеспечения технологического суверенитета Российской Федерации,
К сожалению, спрос со стороны выпускников школы на профессии квалифицированных рабочих и служащих (по всем представленным ранее группам) ниже чем на специальности среднего звена – менее 2,3 человек на место (исключение составили профессии группы «Математические и естественные науки» – 3,0 человека на место на базе 11-ти классов). Лидерами по спросу среди профессий СПО стали профессии группы «Искусство и культура», где конкурс при поступлении на бюджет в 2024 году составил от 4,7 человек на место в негосударственных образовательных организациях до 6,0 человек на место в государственных образовательных организациях.
В докладе также отмечалось, что в ряде регионов рост спроса на отдельные специальности и профессии СПО идет за счет сокращения приема, в особенности – на бюджетные места (в большей степени это стало характерным для приема на базе 11-ти классов). Отсюда – рост спроса на платное обучение по программам СПО как в государственных, так и в негосударственных колледжах и техникумах. Подготовка официантов, а также по многим другим профессиям сферы обслуживания, практически полностью обеспечивается за счет негосударственного сектора образовательных организаций СПО.