Назад

Президентская академия внедряет AI в приемную кампанию

Президентская академия внедряет AI в приемную кампанию

В Президентской академии разработан первый в стране вузовский нейропомощник на основе генеративного искусственного интеллекта. Его задача – отвечать на вопросы абитуриентов и родителей через чат в Telegram. С начала приемной кампании бот ответил более чем на 11 000 запросов от более 4 000 уникальных пользователей.

2.jpgОсновной функционал нейропомощника, получившего имя Академий: консультации по особенностям подачи документов, правилам приема, сравнение образовательных программ и проходных баллов, рекомендации по поступлению в бакалавриат и на специалитет. Он может ответить на более 40 000 вопросов и интегрирован с официальными документами вуза для поиска более точных и быстрых ответов.

Поступление в вуз – ответственный и важный период и Президентская академия стремиться сделать этот процесс максимально удобным, простым и открытым. Академий может за пару секунд ответить на все самые важные и актуальные вопросы, дать ссылки на нормативные документы, предоставить информацию об основных направлениях деятельности Академии: науке, международном сотрудничестве, образовании и др. Если вопрос нестандартный или требует подключения специалиста, Академий даст контакт именно того сотрудника, который сможет помочь.

Владимир Колодкин, проректор Президентской академии:

«Ежегодно в приемную комиссию Президентской академии обращается более 100 000 абитуриентов с самыми разными вопросами. Для качественного информирования и поддержки наших абитуриентов и их родителей у нас работают телефоны горячей линии, также сотрудники приемной комиссии отвечают на вопросы о поступлении в официальных сообществах и каналах вуза в соцсетях. Однако мы хорошо понимаем, что иногда абитуриентам нужна не полноценная консультация, а навигация в разнообразии возможностей Академии. Именно для этих целей и был создан наш Академий. Он позволяет оперативно сориентироваться в программах бакалавриата и специалитета и сравнить их между собой. Ответит на вопросы о правилах поступления и уточнит контакты и время работы приемной комиссии. И мы искренне верим, что благодаря этому проекту выбор программ и поступление в Президентскую академию станет еще комфортнее».

Среди наиболее частых вопросов: как будет выглядеть наименование специальности в дипломе, где будет работать выпускник, как влияют результаты олимпиад на возможности поступления. Некоторые, не до конца понимая, как работает помощник, задают сразу несколько вопросов, даже нумеруя их по порядку. В этом случае система, конечно, отреагирует только на начало такого списка. ИТ-специалисты Академии изучают все поступающие вопросы, чтобы сделать работу нейропомощника еще более удобной.

Академий реализован в формате отдельного микросервиса и предназначен для автоматизации и обработки обращений пользователей через чат в Telegram. Основная цель нейропомощника – обеспечить точное понимание, классификацию и решение пользовательских запросов с помощью современных подходов обработки естественного языка и машинного обучения. Нейропомощник сделан на основе LLM c открытым исходным кодом и технологии RAG, поэтому отвечает не шаблонно, а на основе анализа пользовательских запросов и предпочтений.

Он интегрирован с аналитическим дашбордом, который в режиме реального времени показывает данные о ходе приемной кампании.

Павел Клепинин, проректор Президентской академии, руководитель Цифрового блока:

«Все этапы разработки, от аналитики до интеграции API, выполнены командой Академии, что гарантирует высокое качество продукта, безопасность и простоту внедрения в инфраструктуру вуза».

Как отмечают разработчики, для нейропомощника предусмотрен процесс ежедневной автоматической загрузки новой информации в систему управления базой данных, обеспечивающий регулярное дообучение без участия человека, что делает систему адаптивной и способной быстро реагировать на изменения потребностей пользователей.

Для мониторинга производительности, качества ответов и анализа пользовательских запросов создан аналитический дашборд на основе Metabase. Он позволяет оперативно выявлять и решать проблемы и работать над улучшением системы.

Сергей Боловцов, директор Исследовательского центра Президентской академии:

«Приёмная кампания — это всегда ответственная задача для вузов. Наша команда Исследовательского центра для усиления возможностей сотрудников приемной кампании Президентской академии разработала уникальное интеллектуальное решение, которое поможет с ответами на самые разные вопросы абитуриентов и родителей. Сейчас он продолжает учиться, но в процессе набора станет одним из самых опытных специалистов приёмной кампании и станет верным помощником на пути выбора направления, подачи документов, расскажет об особенностях в режиме диалога и сопроводит коммуникацию нужными ссылками на разделы сайта».

В планах Академии обеспечить цикл непрерывного улучшения нейропомощника. Как только внедряются интеллектуальные решения, сразу меняется профиль взаимодействия пользователей с системой – это и новые виды вопросов, и желание узнать «вообще всё» во взаимодействии с ботом. Например, уже один из вопросов, который получил бот, демонстрировал желание пользователя научиться сразу обходить проверки антиплагиата.

«Для нас интересно два направления – узнавать пользователей и предоставлять индивидуализированный сервис. Мы планируем распространять работу нейропомощника на более широкий круг задач – консультировать и по программам ДПО, магистратуры, аспирантуры, жизни Академии в целом», – добавляет Павел Клепинин.

Использованные технологии:

  • Язык программирования: Python 3.12 (с использованием Poetry)

  • Бэкенд: FastAPI

  • Эмбеддеры: E5, BM25

  • Работа с эмбеддингами: Milvus, TEI

  • База данных: MongoDB

  • Аналитика: Metabase

  • Интерфейс пользователя: Telegram

  • Инфраструктура: Docker, REST API

  • ML-инфраструктура и обработка данных: LangChain, LangGraph, PyTorch, pandas, numpy

Другие новости

1/9

Остался последний шаг:)

Проверьте почту: мы выслали письмо для подтверждения подписки.