Студент 2 курса программы бакалавриата «История» Алексей Лощилин собирается принять участие во конгрессе Всемирного союза антропологов – это мероприятие пройдёт в Гватемале в начале ноября 2025 года. В интервью он рассказывает о теме своего исследования, о важности иностранных языков и о том, какие возможности даёт молодым людям изучение истории.
— Расскажите, в каком статусе вы планируете участвовать в конгрессе Всемирного союза антропологов?
— Я предполагаю выступить на конгрессе с докладом о традиционном костюме в Алжире – рассмотреть вопрос от истории до современных дней: как изменялся костюм, какое влияние это оказывало на современную историю Алжира.
Мое членство будет официально утверждено ближе к ноябрю, ближе к старту конгресса. Конкуренция среди исследователей большая, конгрессе традиционно участвует огромное количество людей, в том числе из России.
Выступать я буду онлайн на испанском языке – это рабочий язык конгресса, который в этом году проходит в Латинской Америке.
— Вы учитесь на кафедре всеобщей истории, ваша специализация – история стран Европы и Америки. Как возникла тема Алжира, Африки? И как вам удалось заявиться к участию в конгрессе?
— Интерес к Алжиру у меня связан, во-первых, с языком. Французский – это мой первый язык, я сдавал по нему ЕГЭ. У меня всегда было стремление работать с Францией и с франкоязычными странами – а Алжир является одним из наиболее интересных государств Магриба.
Во-вторых, мой интерес помогла оформить научный руководитель, преподаватель нашей кафедры Наталия Петровна Таньшина. Совместно с ней мы написали несколько статей, посвященных истории традиционного костюма в Алжире в XIX—XX веках. Одну из этих работ мы перевели на испанский язык, отправили весной организаторам конгресса, и её приняли к участию.
– Расскажите о своей языковой подготовке? Какие языки вы изучаете на программе?
– Первый, обязательный, язык у меня испанский, а второй – итальянский.
К выступлению я буду серьёзно готовиться с преподавателем испанского, у нас замечательный преподавательский состав на кафедре иностранных языков, так что уверен, что всё будет отлично.
– Почему ваша программа так серьезно ориентирована на изучение языков?
– Языковая подготовка является одним из важных преимуществ моей программы – иностранным языкам уделяется, наверное, наибольшее внимание среди непрофильных предметов, помимо истории. Я понимаю почему: и курсовая работа, и ВКР сильно связаны с изучением источников, с которыми мы работаем на иностранных языках.
– Расскажите подробнее про источниковедение как отдельную дисциплину? Как вы думаете, чем оно может пригодиться в профессиональной деятельности?
– У нас есть отдельный предмет, сфокусированный на источниковедении. Мы разбирали все возможные типы исторических источников, учились с ними работать.
Мне интересны в качестве источников картины европейских художников. Мы учимся особым образом их изучать – проводить критику достоверности, работать с ними по тем методикам, которые нам дали преподаватели в течение года.
– Вы обучаетесь по направлению «История», участвуете в конгрессе антропологов, преподаёте французский. Как вам удаётся вести такую кросс-дисциплинарную активность?
– История – это всё же нечто большее, чем просто одна наука. На нашей программе предусмотрено изучение не только обычной истории, под которой понимаются история государств, история войн. У нас есть и предметы, предусматривающие изучение истории дипломатии, международных отношений, культуры и так далее.
И антропологию мы тоже отчасти затрагиваем в учебном процессе. Отдельные лекции у нас в прошедшем семестре были посвящены истории костюма, истории быта – как жили люди, как были устроены замки и так далее.
Много внимания уделяется и литературе. Например, мы читали много текстов Шекспира, это ведь исторические источники. Мы изучаем источники и по религии. Всё это очень расширяет кругозор и даёт специальные знания, помогает разобраться, как функционирует определённое общество на некотором историческом этапе.
– Что вы могли бы пожелать тем молодым людям, которые сейчас поступают в вуз, выбирают будущую профессию и наверняка волнуются, опасаясь пойти по неправильной дороге?
– Скажу, что совершить ошибку в молодом возрасте вообще нисколько не страшно, потому что многое можно будет поменять. Когда я поступал, то думал, что буду заниматься только историей искусств или культурологией, но на нашем факультете для меня нашлось очень много интересных тем, и я ни разу не пожалел о том, что поступил сюда.