Назад

В Академии выяснили, что препятствует трудоустройству молодежи в условиях кадрового голода

В Академии выяснили, что препятствует трудоустройству молодежи в условиях кадрового голода

Отсутствие продуманной системы конвертации компетенций выпускников вузов в квалификации, востребованные рынком труда; проблемы с межрегиональным прогнозированием спроса на те или иные специальности; нехватка компетенций по грамотному поиску работы в молодежной среде. Именно так эксперты Института социального анализа и прогнозирования Президентской академии определили «узкие места» взаимодействия системы образования и рынка труда в современной России.

В основу исследования положены данные 7-й волны ежегодного опроса преподавателей вузов, проведенного весной 2024 года (21 164 респондента), и 10 глубинных интервью со студентами и выпускниками столичных вузов и колледжей, проведенных с марта по май 2024 года. Исследование опубликовано в журнале «Социология власти».

Согласно данным Росстата, на конец весны 2024 года 2 млн человек от 15 лет и старше в России считались безработными, из них 16,1% молодые люди до 25 лет.

С одной стороны, это не внушает опасений, т.к. учеба – приоритет для молодых людей и их выход на рынок труда затягивается, что является общемировой нормой. Но если исходить из потребностей российской экономики с дефицитом в 4,8 млн работников, то ситуация представляется неудовлетворительной.

Одно из самых распространенных препятствий своевременному трудоустройству в молодом возрасте и как следствие, динамичному развитию российской экономики – неэффективное взаимодействие сфер образования и профессиональной ориентации. Оценку главных препятствий на этом пути авторы показали с точки зрения преподавателей, а также студентов и выпускников столичных вузов и колледжей.

Если говорить о преподавателях, то 66% оценивают шансы на трудоустройство студентов как «отличные» или «хорошие». Однако 24% педагогов придерживаются нейтральной оценки «удовлетворительные», а 4% полагают, что по окончании учебы их студенты будут иметь трудности при устройстве на работу.

Самыми оптимистичными оказались обучающие компьютерным и педагогическим наукам, инженерному делу и архитектуре — не менее 74% этих преподавателей считают, что их студенты имеют «отличный» и «хороший» шанс на трудоустройство. Преподаватели гуманитарных наук, искусства и культуры, естественных наук оценивают вероятность трудоустройства студентов ниже: лишь в 53–61% говорят о «хороших» или «отличных» шансах ребят найти работу.

На возможности трудоустройства выпускников, по мнению преподавателей, влияет наличие производственной практики на базе факультета и сотрудничество учреждения с потенциальными работодателями. Так, при наличии производственной практики доля преподавателей, дающих благоприятный прогноз на трудоустройство студента, составляет 72%, а при отсутствии практики — лишь 34%. 85% респондентов дали положительный ответ на вопрос о наличии сотрудничества вуза с потенциальными работодателями.

«При общей благоприятной оценке преподавателями вузов шансов на трудоустройство студентов по их направлениям подготовки ситуацию нельзя назвать вполне стабильной: более четверти опрошенных сообщают об “удовлетворительных” или вовсе “плохих” шансах своих выпускников. В условиях существующего дефицита кадров в России такое положение вещей может объясняться дисфункциональным взаимодействием системы образования и существующего рынка труда. В ряде регионов наблюдаются проблемы с определением приоритетных (востребованных экономикой) направлений подготовки кадров, которые усугубляются сложностью с межрегиональным взаимодействием вузов и предприятий, готовых предоставлять места для прохождения практики студентам не из своего региона/области», – комментируют авторы исследования.

Примечательно также, что основной проблемой при трудоустройстве, отмеченной студентами и недавними выпускниками, оказалась «неадекватность образования запросам рынка». При этом переподготовка, прохождение курсов повышения квалификации респондентами тоже не воспринимается ребятами как надежный путь к трудоустройству.

Многие имеют смутные представления не только о том, как составлять резюме и проходить собеседования, но и в каких сферах экономики они с большей вероятностью могли бы найти себе работу. Как правило, студенты не видят и посредников, будь то государственных или частных, между собой и рынком труда, а про биржи труда отзываются, опираясь на мнения знакомых и окружения, крайне негативно.

Наконец, третья проблема, которую признают сами молодые люди, — несоответствие их запросов существующим предложениям на рынке труда. И, как ни парадоксально, часть этого несоответствия объясняется все тем же разрывом между сферой образования и реалиями национальной экономики. Выпускники столичных вузов и колледжей воспитаны на идеях «самореализации», «самоуважения» и «личной субъектности», поэтому истории успеха для них часто — истории немедленного взлета, раннего карьерного старта и т.д., в то время как ценности трудолюбия, постепенного накопления капитала знаний, навыков и т.д. отходят на второй план.

Такое положение дел могло бы вызывать сильный стресс у вчерашних выпускников, которые не могут — даже в ситуации острого дефицита кадров в стране — найти работу, соответствующую их запросам, если бы не одно смягчающее обстоятельство: как правило, они находят финансовую поддержку, «подушку безопасности» у родителей и старшего поколения в целом.

«Проведенные исследования не позволяют установить весь набор факторов, приводящих к неэффективному, несвоевременному трудоустройству российской молодежи. Однако три фактора на макро- и микроуровнях могут быть названы. Во-первых, это отсутствие продуманной стратегии сближения образовательной и экономико-трудовой сфер, которое приводит к неблагоприятному прогнозу трудоустройства молодежи на определенных направлениях подготовки. Второй фактор неэффективного трудоустройства выпускников на макроуровне — это отсутствие надежного межрегионального взаимодействия. Третий фактор — отсутствие у молодых людей компетенций по грамотному поиску работы, написания резюме и предъявления своих навыков. Вкупе с демонстрируемым недоверием к госпрограммам и институтам, занимающимся трудоустройством и переподготовкой молодых людей, это приводит к повторяющимся неудачам на собеседованиях и разочарованию в собственных силах, отсутствию мотивации искать “свое” рабочее место», – резюмируют авторы.

Другие новости

1/8

Остался последний шаг:)

Проверьте почту: мы выслали письмо для подтверждения подписки.