Программа обмена: Woxsen University, School of Business, Bachelor of Business Administration with major in E-Commerce and Digital Marketing, Индия. Период обучения: 2 января 2023 года – 24 мая 2023 года. Бакалавриат "Международный менеджмент" 3 курс, ФМБДА

Пройденные дисциплины: Project Management, Supply Chain Management, Qualitative Research, International Business, Social Media Marketing, Creating Disruptive Online Business, Omni Channel Retail Strategies.

Индия — страна контрастов. 

Индия представляется мне страной контрастов, которая поражает воображение и будто заставляет учиться жить заново – более открыто, более расслабленно, более оригинально.
Говоря об экономическом аспекте, это страна, где ценятся финансовые знания и высокие навыки в сфере ИТ. Предприимчивость характерна местным жителям и активно воспитывается в университете. Человек и его талант не играют значительной роли в такой густонаселенной стране, а безопасность на рабочем месте не являются приоритетом работодателей. Однако гибкость и, я бы сказала, подвижность индийского рынка поражает ум, иногда даже заставляя верить, что индийская экономика построена на своих законах и принципах, непривычных европейцам.

Специфика страны: экономический и политический аспекты

Крайне важно заметить, что несмотря на то, что Индия, равно как и Россия, считается демократической страной, восприятие этого факта индийцами совершенно иное. Как было справедливо замечено местными жителями, для них правила созданы, чтобы нарушать. И именно эта установка во многом диктует подход людей в этой стране к ведению бизнеса.

Умение обходить запреты совершенно разными способами становится одним из факторов выживания на индийском рынке (причем и рынке, как физическом месте продажи товаров и услуг, и рынке, как совокупности экономических игроков). Вероятно, именно поэтому изобретательность и неочевидность их решений не перестают удивлять представителей более жестких и контролируемых систем, как в России. Замечу, что такая гибкость и умение думать за пределами допустимых значений диктуется еще и культурным и религиозным разнообразием местных жителей. В попытках угодить представителям враждующих религий и принять наследие каждого отдельного народа, при этом не разрушив кастовой структуры и исторических традиций, политика и экономика государства становится крайне «крупногабаритной». Осмелюсь даже утверждать, что понять все исключения и исключения из исключений становятся способны только изощренные умы или профессионалы со значительным опытом работы с индийской стороной.

Говоря о политике, несмотря на то что эта страна является демократичной, в Индии глубоко укоренилась преемственность политических должностей. Не исключено, что кастовая система вносит вклад в такое развитие событий, однако замечу, что для иностранца понимание структур каст, которые далеко не ограничиваются четырьмя известными нам, порой становится недоступной пониманию наукой.  Добавлю, что бизнес также попадает под категорию преемственности, и это очевидно и заметно даже по речи молодежи: мой опыт показал, что абсолютно все дети семей, владеющих бизнесом, считают его «своим» в плане безоговорочного владения им и управления. В общении со студентами стало заметно, что никто не употребляет фраз «бизнес моего отца», «фирма моей семьи», молодое поколение убеждено, что они становятся совладельцами еще с момента своего рождения.

Иерархичность в любых структурах играет значительную роль в Индии, приказы выполняются в обязательном порядке. Понятия управления человеческими ресурсами в стране фактически не существует, о людях никто не заботится и скорее считают их расходным материалом (исключительно по моим наблюдениям). Раскрытие и поиск талантов, социальная поддержка, эмоциональный интеллект в управлении персоналом или хотя бы заинтересованность в сотрудниках предприятия не проявляются. Полагаю, что базовой причиной для этого становится крайне высокий уровень населения и даже избыток дешевой рабочей силы: накладываясь на крайне высокий уровень нищеты, это приводит к тому, что население готово идти работать в крайне плохих условиях хоть за какую-то плату. При этом финансовая система компании занимает центральное место в стратегии развития любого бизнеса и, соответственно, получает больше всего внимания. Технологии в стране развиваются и внедряются очень быстрыми темпами, однако до сих пор отстают от российских. Могу предположить, что в будущем этот темп станет ключевым фактором, который приведет страну к экономическому лидерству на мировой арене. 

Система питания

Индийская кухня считается одной из самых древних на планете, и многие рецепты индийской кухни действительно остаются неизменны уже веками. Не секрет, что эта страна является колыбелью вегетарианства, что диктуется не только климатическими условиями, но и культурным фоном страны. В Индии нет единой системы, которая бы объединялась в «индийскую кухню» с ее представителями, едиными для каждого штата. Поскольку исторически эта страна формировалась путем объединения многочисленных народов, то сегодня фактически каждый штат и каждый город становится носителем своего культурного и «пищевого» наследия.

Базой индийской кухни, однако, становятся рис, бобовые, пшеница и специи. Так, каждый житель этой страны ест рис в течение дня хотя бы один раз в день (по наблюдениям многие едят его и чаще). Так, из этих злаков делается даже мороженое (кульфи), а десерт из риса, вареного в молоке и подаваемого с сахаром и специями, весьма популярен в южных штатах. Бобовые в свою очередь становятся основным источником протеина и подаются в совершенно разных формах и модификациях. Из пшеницы в Индии готовятся специальные лепешки «роти» или «чапати» (название зависит от штата), причем подаются они также в совершенно разных формах приготовления и используются практически во время каждого приема пищи.

Индийцы едят в большинстве своем руками, поскольку убеждены, что так пища благословляется и даже приобретает больше вкуса. Едят в этой стране исключительно правой рукой, поскольку левая считается грязной. Примечательно, что даже подавать предметы левой рукой запрещено и неприемлемо, и местного жителя может обидеть такой поступок. Прием пищи в большинстве случаев проходит на полу и в кругу всей семьи, часто принято кормить своими руками того, кого ты любишь или о ком ты заботишься.

Замечу, что сегодня традиции в Индии меняются, и все чаще высшие слои населения едят на европейский манер. Однако культура приема пищи руками до сих пор остается и вряд ли исчезнет в этой стране. 

Менталитет и культура

Как человек, не обладающий специализированным образованием в этой сфере, я могу исключительно поделиться своими наблюдениями и попытаться систематизировать их. И первое и самое очевидное наблюдение, это контрастность и противоречивость, даже хаотичность индийской культуры. И несмотря на то, что Россия тяготеет к высококонтекстной культуре, погрузиться в индийскую жизнь, являющуюся явным представителем высокого контекста, равносильно прыжку в прорубь – к этому никогда не будешь готов, сколько бы ты ни храбрился и ни собирался до этого.

Итак, замечу, что история формирования индийского государства во многом определяет то, как живет его народ сейчас. Так, опыт путешествий показал, что каждый отдельный город становится носителем своего культурного наследия, поскольку раньше был представителем отдельного государства либо был завоеван другими нациями. Примечательно, что именно религия до сих пор играет значительную роль в структуре традиции, архитектуре, семейной жизни, устройстве и специализации бизнеса и других сферах жизни индийцев. Так, например, именно представители зороастризма добились наибольшего успеха в предпринимательстве, мусульмане развили определенный способ приготовления пищи, а индуизм просто придал жизни индийцев яркости и легкости (прямом смысле этого слова, так как их праздники и красочные храмы превращают всю страну в один большой фестиваль).

Яркой чертой индийского народа является улыбчивость и дружелюбие, открытость и гостеприимство. Контрастируя с Россией, Индия кажется радостным ребенком. Замечу, что местные жители крайне легко относятся к жизни, они не пытаются планировать далеко и не отличаются строгостью и собранностью. Вероятно, это во многом диктуется определенной предопределенностью их жизни и возможных направлений ее развития. Так, для молодых людей даже сегодня вопрос выбора пары, места и направления учебы и даже в какой-то степени одежды диктуется старшими членами семьи. Также замечу, что такой строгий контроль и в определённой степени диктаторство становится причиной крайней инфантильности молодежи, неумения и неготовности брать на себя ответственность. Вкупе с заранее закрепленной и диктуемой семьей позицией в обществе это превращается в неумение принимать серьезные решения и желание прилагать усилия. Однако скажу, что из любого правила бывают исключения, а потому утверждать, что каждому индийцу присущи эти черты, не берусь.

Исходя из того, что в Индии есть 86 языков по словам местных жителей и 447 языков по словам интернета, а представителям различных религий приходится сосуществовать в рамках одного города, района, а порой и дома, то следующей чертой индийского менталитета становится открытость и гибкость. Интересно, что эти черты переносятся и на сам стиль жизни индийского народа. Отдельно замечу, что местные жители не строят что-то «надолго», сама архитектура их домов и подход к формированию чего бы то ни было не подразумевает долговечности и той монументальности, что наблюдается в европейских культурах.

В заключение скажу, что Индия – это страна красок. Красочность в одежде, в оформлении домов и даже мостов поражает мой привыкший к стандартной спокойной гамме русский глаз. Набор оттенков, использующийся в одежде как женщин, так и мужчин, и общая яркость внешности, красочность храмов (причём зачастую переходящая в аляповатость и несистемность) по всей видимости диктуются географическим и климатическим местоположением государства. Однако примечательно, что Индия поистине олицетворяет мое убеждение, что в хаосе каким-то образом рождается порядок. Поскольку вся жизнь индийского народа кажется нам, представителям другой культуры, чистым хаосом и несистемностью, проживание в этой стране показало мне, что даже это нагромождение культур, языков, традиций и красок несет в себе свою, не поддающуюся объяснению и крайне сложную (но вместе с тем и потрясающе простую) структуру.

Система образования и отношение к учебе 

Как уже упоминалось выше, Индия – страна строгой иерархии, а потому решение старших членов семьи всегда считается для местных жителей приоритетным. Это распространяется и на учебу, что означает, что в большинстве случаев, точнее в традиционных семьях направление и место учебы по большей части выбирается именно родителями, при этом мнение ребенка может совершенно не учитываться. Зачастую выбор направления учебы диктуется потребностями бизнеса семьи либо просто престижностью. А поскольку зачастую выбор родителей не совпадает с собственными интересами ребенка, то мотивация к учебе у большинства студентов практически отсутствует.

Говоря о ступенях образования, каждый уважающий себя специалист в стране старается в обязательном порядке пройти такие ступени, как школа (длится 12 лет) либо школа и колледж, бакалавриат и магистратура. Поскольку без диплома магистра в Индии крайне тяжело достичь значимого развития и продвижения по карьерной лестнице, то преподаватели и семья прилагают достаточно усилий, чтобы убедить студентов получить этот уровень образования. Однако интересно, что после бакалавриата для студента это нормально – найти себе работу, чтобы в течение некоторого времени попробовать себя в различных сферах и понять, в каком направлении они бы хотели дальше развиваться. Также в Индии популярна практика, когда по окончании бакалавриата студент уезжает учиться в США либо Австралию (либо другие страны по выбору), чтобы продолжить высшее образование там. Наиболее престижными в Индии по моим наблюдениям считаются инженерные специальности, а также специальности, связанные с финансами и ИТ. 

Общее впечатление и рекомендации

В целом могу сказать, что Индия – это действительно страна контрастов. Контрастов во всем: в стиле жизни, в природе, архитектуре, устройстве общества и просто в любой сфере, окружающей человека. Как россиянка я была искренне удивлена этой противоречивостью, пропитывающей каждый элемент повседневной жизни, но не вызывающей никаких вопросов у местных жителей. Как человек собранный и привыкший планировать, строго следующий своим планам и привыкший использовать каждую минуту своей жизни максимально эффективна, я будто заново училась жить. Мне пришлось привыкать отпускать ситуацию и отдаваться течению жизни, расслабляться и не выкладываться на 200% в любой ситуации, просто наслаждаясь ощущением ситуации и себя в моменте. Индия научила меня открывать сердце незнакомцам, улыбаться всегда и везде и, как бы литературно это ни звучало, согрела душу. Пребывание среди людей настолько открытых, настолько разных, настолько свободных в своей неторопливости и безмятежности учит, что люди важнее дел, а чтобы стать гибким, достаточно просто отпустить ситуацию.

Будущим студентам, отправляющимся в Индию, я рекомендую следующее:

1.     Быть готовыми в кокой-то мере вернуться на несколько десятков лет назад с точки зрения оплаты свои покупок. Так, несмотря на все прорывы в развитии ИТ и усиление их роли в повседневной жизни, в сфере финансов старые методы будут наиболее надежными в ближайшие несколько лет. Под старыми методами я понимаю использование наличных. Обменять их можно будет городе и в аэропорту, также, как и снять с карты. Однако из-за текущей политической ситуации в мире оплата картой была для нас недоступна;

2.     Быть готовым к значительному вниманию со стороны индийцев. Так, например, для жителей не популярных туристических городов было удивительно видеть европейцев, как и нам было удивительно видеть их жизнь, обычаи и, собственно, их самих. Поэтому ситуации, когда туристам придется стоять в течение 10 минут или больше, чтобы сфотографироваться со всеми желающими – это норма. Также рекомендую быть готовыми к фотографиям без вашего разрешения и (для девушек) заигрываниям со стороны мужчин. Главное понять, что для индийцев это просто стиль жизни и общения и относиться к этому с юмором и улыбкой;

3.     Взять с собой легкую одежду официального стиля. Учеба в Воксене требует нахождения на парах в официальной одежде, однако ходить в +40 в пиджаке и плотных брюках, которые нормальны для нашего климата, будет крайне тяжело;

4.     Быть готовыми расслабиться и, как бы абсурдно это ни звучало, учиться тратить свое время на отдых. На парах и в принципе в жизни часты ситуации, когда местные жители просто делают паузу и посвящают себя общению, обсуждению повседневных вопросов и просто отдыхают. Для человека, привыкшего ценить каждую минуту, это может показаться катастрофой, однако без таких «пауз» на жизнь индийцы не были бы индийцами.

Структура образования в университете
В целом образование в Воксене не подразумевает под собой разделение на семинары и лекции. Каждый класс предполагает под собой их совмещенную вариацию, когда преподаватель не столько рассказывает о чем-то, сколько ведет беседу со студентами. Классы бывают либо потоковые (проводятся по базовым предметам, изучаемым всеми специализациями), либо отдельно для каждой группы. Группы формируются по принципу специализации, на нашем потоке их было три: Digital Marketing, Data Science и Entrepreneurship. В целом образование достаточно практико ориентировано и включает в себя большое количество кейсов, проектов и так называемых индустриальных туров, когда студенты группой могут посетить обговоренное ранее предприятие (цель – увидеть вживую производственные процессы, изученные раннее).

Говоря о преподавании, именно на уровне бакалавриата студентам не даются глубокие знания, поскольку сами студенты редко заинтересованы в учебе. Профессоры многое пускают на самотек, тем самым вынуждая действительно заинтересованных студентов учиться самостоятельно и по вечерам. На нашем опыте пары проводятся чисто формально, поскольку многие уже либо вовлекаются в семейный бизнес и не готовы вкладываться в учебу, либо просто достаточно инфантильны, чтобы не хотеть учиться в принципе. С другой стороны, некоторые преподаватели (скажем так, старой школы) весьма требовательны, что вызывало в большинстве случаев недовольство студентов.

Система оценивания в Воксене максимально не прозрачная, критерии оценок если и имеются, то зачастую игнорируются преподавателями. Критерии к работам также не выставляются, что в моем случае вызывало определенное недовольство в связи с привычкой следовать правилам. Также замечу, что баллы за свои работы студенты узнать не могут вплоть до экзамена, когда всем высылается список полученных «внутренних» оценок. В общей сумме за работу в течение семестра студент может максимально получить 60 баллов, остальные 40 зарабатываются на экзамене.  Экзамен проводится в достаточно строгой атмосфере и оформляется таким образом, что проверяющий преподаватель не знает, чья это работа. Сам экзамен (так называемое внешнее оценивание) включает в себя три секции с заданиями разной «прибыльности»: задания секции А приносят по 2 балла каждое (всего 5 заданий), задания секции В приносят по 4 балла каждое (всего 5 заданий), задания секции С считаются самыми сложными и приносят 10 баллов (всего 1 задание). Понятия автоматов в Индии не существует, и получить больше баллов за внутреннее и внешнее оценивание, чем установлено правилами, невозможно. Проверка экзаменов длится долго по российским меркам, и обычны ситуации, когда результаты зимней сессии студенты узнают в апреле.

Пары в Воксене длятся один час, перерыва между ними нет. Все пары проходят в одном кабинета, и исходя из этого это профессор, кто приходит к студентам, а не наоборот. Учебная неделя на программе ВВА обычно длится 5 рабочих дней.

Описание опыта учёбы: внеучебная деятельность

Значительное место в жизни студентов Воксена занимает именно внеучебная деятельность. По моим личным ощущениям, в некотором смысле она даже важнее самой учебы, поскольку именно она становится для ребят источником новых знаний, опыта и возможностью развивать свои мягкие и жесткие навыки. Поэтому легко предположить, что на внеучебную деятельность большинство студентов тратит свои усилия и время, игнорируя учебные обязанности. В университете существует большое количество клубов, начиная от танцевального и заканчивая клубом предпринимателей и маркетологов. Поэтому без преувеличения можно сказать, что Воксен дает своим студентам возможности почувствовать себя частью взрослого мира и еще во время учебы ощутить, какая сфера им близка и где бы они хотели развиваться. Так, я сама на время стала частью спортивного клуба и получила возможность играть в волейбол (так как в Академии я также являюсь частью сборной ИБДА). Также скажу, что я и Элина Ситдикова, которая участвовала в обменной программе вместе со мной, стали частью многочисленных культурных мероприятий, получили возможность изучить индийские танцы и выступить на значимых международных мероприятиях Воксена, примерили на себя традиционные индийские наряды, поскольку стали частью модных шоу и стали соорганизаторами некоторых событий. Мы, как обменные студенты, получили возможность изучать культуру Индии, даже не покидая стен кампуса, что крайне ценно, поскольку дает шанс познать атмосферу Южной Азии даже самым нерешительным и боязливым.

Также Воксен предложил нам как иностранным студентам стать частью Международного департамента и попробовать себя в разработке мероприятий, нацеленных на повышение уровня знаний о других странах, и в целом стать участниками процесса выстраивания международного диалога между Россией и Индией, а также другими странами.

 Общее впечатление и рекомендации

Подводя итоги этого раздела, скажу, что рекомендую участие в обменном семестре с Воксеном именно студентам второго курса, которые крайне увлечены внеучебной деятельностью либо не вкладываются в учебу значительно. По моим ощущениям, такие ребята будут чувствовать себя полностью в своей тарелке и не будут испытывать дискомфорта, отдаваясь участию в мероприятиях, участвуя в съемках многочисленных промороликов и просто посвящая пары разговорам на отвлеченные темы. Воксен станет для них поистине местом, где они смогут в полной мере развить свой потенциал, при этом не теряя в учебе и не упуская важный материал. Кроме того, такой выбор студентов оставит хорошее впечатление об ИБДА, показав, что наши студенты способны одновременно демонстрировать успехи во всех сферах учебной жизни. Также хочу добавить, что значительная часть преподаваемого материала была ранее нами изучена, что давало возможность дополнительно углублять свои знания и дарило определенную свободу для путешествий и знакомства с культурой.

Завершая отчет скажу, что я однозначно рекомендую Воксен как место для первого знакомства с индийской культурой и стартовую площадку для изучения экономики и устройства Южной Азии. И я была бы очень рада поучаствовать в дальнейшем процессе развития отношений с этим университетом и в целом с Азией. 



Подобрать программуБыстрый и легкий подбор программыОбратный звонокЗадать вопросEnglish version
Меню
Закрыть
Обратный звонок