29.09.2023

Минобрнауки России совместно с Минпросвещения России продолжают реализацию мероприятий по развитию инженерного образования в стране. Заместитель Министра науки и высшего образования РФ Дмитрий Афанасьев провел заседание межведомственной рабочей группы, в ходе которого стороны обсудили результаты проделанной работы по данному направлению. Также они определи план деятельности, который позволит обеспечить качественную подготовку кадров для инженерной отрасли.

«Минобрнауки России совместно с участниками рабочей группы продолжает реализацию утвержденного плана мероприятий по развитию инженерного образования. Несмотря на то, что после разработки и реализации плана прошло не так много времени, – и в организационном, и в содержательном плане сделано уже много», – сообщил Дмитрий Афанасьев.

В апреле 2023 года был утвержден план из 29 мероприятий, направленный на вовлечение в научную деятельность школьников, студентов и преподавателей. Межведомственное взаимодействие позволяет поддержать будущих инженеров и сформировать путь в профессию со школы. Кроме того, план нацелен на повышение уровня компетенций преподавателей общеобразовательных учреждений и вузов, а также на демонстрацию новых практик и подходов образовательного процесса.

Так, в сентябре по всей стране прошли Всероссийские дни физики на базе школ и вузов. В школьных мероприятиях приняли участие порядка 425 тыс. обучающихся и педагогов. Программа включала проведение классных часов и тематических школьных мероприятий, научно-популярных и профориентационных лекций, а также курсы повышения квалификации для учителей инженерных предметов.

Вместе с тем тематические дни провели университеты из 23 регионов России, в том числе из новых регионов. Для 13,5 тыс. студентов и преподавателей организаторы провели интеллектуальные игры, лекции, индивидуальные и командные соревнования.

В рамках проекта также состоялся съезд учителей физики в Образовательном центре «Сириус». Более 1,5 тыс. педагогов из 77 регионов России стали участниками тематических секций, обменялись опытом и лучшими практиками с коллегами.

В настоящее время порядка 20 педагогических и инженерно-технических вузов участвуют в работе по развитию инженерного образования. Так, на базе Московского физико-технического института создан Центр развития физико-математического образования, где эксперты разрабатывают современные инженерные курсы, проводят программы повышения квалификации и организуют методическую и аналитическую поддержку по популяризации профильного образования.

Задача центра – повысить мотивацию обучающихся и преподавателей физики, а также трансформировать образовательный процесс для подготовки инженеров. Дмитрий Афанасьев подчеркнул, что результаты работы центра направлены на достижение технологического суверенитета, лидерства страны в этой области и развитие современных технологий.

Кроме того, ряд университетов станут ресурсными центрами по совершенствованию инженерного образования, в том числе МГУ имени М. В. Ломоносова, МИФИ, Курчатовский институт. Так, например, Адыгейский государственный университет будет координировать работу со школьниками и учителями новых субъектов и Юга России.

По итогам заседания было принято решение о ежегодном проведении указанных мероприятий, расширении состава межведомственной рабочей группы и продолжении работы по совершенствованию инженерного образования.

«Действительно, в текущей ситуации повестка крайне актуальна. Государством предпринимаются серьезные усилия для популяризации инженерных наук: в школах открываются "Точки роста", в регионах уже несколько лет работают и открываются новые детские технопарки – кванториумы.

Вместе с тем есть существенные проблемы в этом направлении. Около 5-6% школьников в 10-11 классах прекращают получение образования, а количество и доля школьников, сдающих ЕГЭ по физике (который нужен именно будущим инженерам), к сожалению, снижается уже несколько лет подряд», – отметил Борис Илюхин, руководитель научно-исследовательского центр систем оценки и управления качеством образования ФИРО РАНХиГС.

«В условиях новых экономических вызовов страна особенно остро нуждается в квалифицированных инженерно-технических кадрах, способных создавать передовые экспортоориентированные продукты. Очевидно, что подготовить такие кадры, опираясь на программы и подходы вчерашнего дня, невозможно. Одним из инструментов модернизации российской экономики и ее перехода на инновационный путь развития должны стать "Передовые инженерные школы". 

До 2030 года в России планируется создать около ста передовых инженерных школ на базе ведущих вузов нашей страны. Подготовка кадров будет вестись по самым востребованным направлениям для российской экономики: цифровые технологии, микроэлектроника, фотоника и приборостроение, биотехнологии и генная инженерия, искусственный интеллект, ядерная энергетика, нанотехнологии и наноматериалы и другие важнейшие направления. Кроме того, создание ПИШ будет происходить при тесном взаимодействии с профильными высокотехнологичными компаниями, которые должны являться основными заказчиками тех исследований и разработок, над которыми будут работать студенты», – поделилась Юлия Макарова, эксперт Среднерусского института управления - филиала РАНХиГС.

Источник



Подобрать программуБыстрый и легкий подбор программыОбратный звонокЗадать вопросEnglish version
Меню
Закрыть
Обратный звонок