03.07.2023

Статья директора Института бизнеса и делового администрирования (ИБДА) РАНХиГС Сергея Мясоедова и автора курсов «Этногастрономический этикет и протокол» для студентов-международников ИБДА РАНХиГС Леонида Гелибтермана.

Одно из перспективных направлений развития туризма – гастротуризм. Сегодня роль еды и туризма в построении и поддержании национального позиционирования постоянно растет. Более 30 стран мира уже имеют государственную стратегию или отдельные программы по гастродипломатии.

Почему надо развивать гастрономический туризм и чем важна гастродипломатия, в интервью дагестанскому журналу «ПРОДЖИ» рассказали проректор РАНХиГС, директор Института бизнеса и делового администрирования (ИБДА) РАНХиГС Сергей Мясоедов и автор курсов «Этногастрономический этикет и протокол» для студентов-международников ИБДА РАНХиГС, президент Международного эногастрономического центра, председатель комитета по гастрономическому туризму Российского союза туриндустрии Леонид Гелибтерман.

Термин «гастродипломатия», как рассказали эксперты Президентской академии, появился в 2002 году. Ее задача – использовать национальную кухню как влиятельный фактор в сфере общественной дипломатии, объединяющий еду, туризм и дипломатию как в теории, так и на практике, и на основе достигнутого синергетического эффекта способствовать межкультурному взаимопониманию и укреплению взаимоотношений между нациями и государствами.

В Президентской академии уже разработана и реализуется учебная программа, направленная на подготовку специалистов данного профиля: «На факультете международных отношений ИБДА РАНХиГС объективно возникла специализация «Гастродипломатия» и есть учебная программа, которая открывает новые серьезные возможности для подготовки международников, новые инструменты для построения международных коммуникаций и культурных обменов между народами», – рассказал Сергей Мясоедов.

«Гастродипломатия открывает возможности для построения новых международных и межрегиональных связей, создает новые направления для гастротуризма, поддерживает развитие промышленности по производству продуктов питания, создает рыночные ниши для ресторанного бизнеса, придает дополнительный импульс для изучения истории национальной, региональной, этнической кухни, традиционных рецептур, способствуя сохранения соответствующих культурных пластов», – подчеркнул проректор Академии.

При правильном развитии гастродипломатии и гастротуризма выигрывают и страна, и отдельные регионы, добавил Леонид Гелибтерман: «Гастродипломатия во многих случаях является составной частью брендинга стран, частью стратегии торговой политики и продвижения, а также важной частью международных выставок и ярмарок. Одним из важнейших инструментов гастродипломатии являются рестораны национальной кухни за границами стран и регионов. При этом, помимо блюд национальной кухни, культурно-символические смыслы передаются и через так называемую внекулинарную атрибутику – детали интерьера и другие аспекты, не связанные напрямую с кухней, но также влияющие на впечатление, создаваемое у посетителей ресторана. К таким атрибутам можно отнести национальную живопись, оформление интерьера элементами традиционной архитектуры и дизайна, национальные костюмы персонала, национальную прессу и сувениры. Национальная кухня является одним из самых серьезных факторов мягкой силы страны. Не случайно, согласно международному исследованию, 55,71% опрощенных заявили, что изменили свое мнение о стране, попробовав ее кухню. Национальная кухня напрямую связана с такими понятиями, как национальное самосознание и национальная самоидентичность. Национальная кухня – это своеобразное отражение экосистемы, в которой формировался этнос».

До сих пор в России не слишком активно занимались менеджментом и продвижением национальной кухни страны и отдельных регионов, включая Дагестан, подчеркнул Леонид Гелибтерман: «Какие блюда многонациональной кухни Дагестана широко известны за его пределами? Кто занимается их продвижением в России и мире? Что делается соответствующими структурами для помощи сельхозпроизводителям в получении локальными продуктами и напитками категорий НМПТ (наименование места происхождения товара) и ГУ (географического указания)? Кто подсчитает гастрономическое наследие Дагестана, как это сделали итальянцы со своим гастронаследием? Этими вопросами надо серьезно заниматься – тогда и результаты будут совершенно другие», – подытожил он.

Источник




Подобрать программуБыстрый и легкий подбор программыОбратный звонокЗадать вопросEnglish version
Меню
Закрыть
Обратный звонок