29.10.2018

В Сочи прошел ежегодный Форум инновационных финансовых технологий FINOPOLIS 2018.

В рамках Форума состоялось 3 пленарные дискуссии, 12 секционных дискуссий, 7 открытых лекций и 3 круглых стола.

Проректор, директор Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС Сергей Мясоедов выступил модератором пленарной сессии «Homo technologicus — какой он?» В повестке дня присутствовало три вопроса, связанный с вызовами, которые становление цифровой экономики ставит перед сегодняшним образованием:

  • Технологические компетенции: опционально или обязательно?
  • Как обучать тому, что постоянно меняется?
  • Метанавыки vs. традиционные компетенции.

Модератор задал вектор дискуссии, обозначив пять навыков, описанных в книге «Метанавыки. Пять талантов в эпоху роботизации». Автор книги американский дизайнер Марти Ньюмейер считает, что для этих навыков гораздо большее значение имеют творческое мышление и коммуникативные навыки, а не высокий уровень владения большими объемами информации и цифровые технологии. С автором книги согласилась Мария Вожегова, представитель американской аналитической компании Gartner. По ее словам, сегодня в сфере IT наблюдается сокращение вакансий, хотя эта отрасль, наряду с медициной и юриспруденцией, составляют главную тройку профессий. Поэтому сегодня IT-специалистам в дополнение к базовому инженерному образованию необходимы навыки социализации, такие, как эмпатия и коммуникативность.

Иван Аржанцев, декан факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ, отвечая на вопрос «Как учить тому, что постоянно меняется?» рассказал, что в вузе идут путем «золотой середины» между классическим образованием и обучением студентов под конкретные запросы рынка. Упор делается на фундаментальные знания и развитие IT компетенций. Вопросам необходимости параллельного развития у будущих специалистов навыков «мягкой силы» и проектной работы в стиле «Аджайл» выступающий, как нередко случается, с представителями технических направлений в вузах, выступающий не затрагивал. 

Участники дискуссии обсудили — опустеют ли вузовские аудитории после распространения новых образовательных онлайн-программ, и как правильно сделать выбор между традиционными методами и новыми технологиями образования. 

Напомним, что развитие системы онлайн-образования включено в федеральные нацпроекты «Наука» и «Образование» на 2019 год. Проекты сейчас обсуждаются на уровне правительства РФ и должны быть утверждены к 1 ноября этого года.

Руководитель образовательных сервисов «Яндекса» Илья Залесский однозначно считает, что окончить вуз онлайн можно, но пока высшее онлайн-образование не является массовым продуктом. Кроме того, на самом деле обучают не технологии, а учитель, и главная задача найти синергию от этого взаимодействия.  

Важность человеческого фактора и личность самого преподавателя подчеркнул Константин Козлов из группы компаний «Ростех». Он отметил, что человек остается человеком, и его природные способности невозможно изменить со скоростью развития цифровых технологий. Начинать такой процесс нужно с дошкольного возраста и только в рамках национальных проектов в области автоматизации образования. Выступление вызвало большой интерес и сопровождалось рядом вопросов из зала.

Резюмируя итоги, модератор дискуссии Сергей Мясоедов выразил общее мнение экспертов о том, что онлайн-образование дает немало преимуществ. «Но одно представляется крайне важным: это образование будет эффективным только в том случае, если все высвобожденное от лекций время преподаватель будет тратить на внеклассную проектную работу со студентами. Поэтому, чтобы «взлетело» онлайн-образование, требуется переучить преподавателей, чтобы акцент в их работе делался не на демонстрацию собственной мудрости на лекциях и передачу знаний, давно выложенных в Интернет сетях, а на индивидуальную работу со студентами. Это крайне сложная задача, которую мы должны все вместе решить!» — сказал проректор РАНХиГС.

Завершал дискуссию заместитель председателя Банка России Руслан Вестеровский, отметивший профессионализм выступающих, остроту и актуальность обсуждавшихся вопросов. Он, в частности, подчеркнул, что основа успеха любых инноваций в цифровой экономике – это подготовка кадров, обладающих необходимыми знаниями и навыками, способностью к саморазвитию. Руслан Вестеровский продемонстрировал участникам интересную таблицу анонимного голосования молодых сотрудников Центрального банка, где им было предложено обозначить, какие знания и навыки, из тех, которыми они уже обладают, делает их конкурентоспособными по сравнению с сотрудниками других организаций. И каких именно знаний и навыков им, по их мнению, не хватает для еще более успешной работы. Среди качеств, повышающих конкурентоспособность, в первую очередь было отмечено умение работать как единая команда, разделяющая ценности корпоративной культуры Центрального банка. В качестве недостающих навыков были отмечены развитие эмоционального интеллекта и навыков межкультурного и кросс культурного общения.

Подводя итоги дискуссии, Проректор РАНХиГС Сергей Мясоедов отметил живой и заинтересованный характер дискуссии, стремление участников посмотреть на процесс формирования Homo Technologicus под углом 360 градусов. «Вопросы, поставленные сегодня участниками круглого стола и нашими коллегами, сидящими в зале, не имеют быстрого и однозначного решения. Мы все понимаем, что их решение потребует объединения усилий экспертов из сферы науки, образования и практики. Но дорогу может осилить только идущий. И то, что сегодня мы начали всестороннее обсуждение этих вопросов и проблем, что у нас получилась такая живая, заинтересованная и увлекательная дискуссия, - это событие знаковое. Это значит, что мы начали движение в нужном направлении. И я не сомневаюсь в его позитивных результатах!»


Организатором Форума «ФИНОПОЛИС» является Банк России. Проведение Форума осуществляется при поддержке фонда Росконгресс. Ежегодно форум собирает более тысячи участников из российских и зарубежных компаний, экспертов и представителей органов власти.  В этом году мероприятие посетили более 1400 участников из 37 стран. 



Подобрать программуБыстрый и легкий подбор программыОбратный звонокЗадать вопросEnglish version
Меню
Закрыть
Обратный звонок